news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Минниханов: «У нас есть сценарии добычи и на 40, и на 45 млн тонн нефти»

Татарстан способен в будущем отказаться от продажи нефти, направляя на переработку всю добываемую нефть в регионе, и в то же время имеет потенциал для существенного наращивания добычи за счет технологий, заявил Президент республики на ежегодном нефтяном саммите РТ в Альметьевске.

Минниханов: «У нас есть сценарии добычи и на 40, и на 45 млн тонн нефти»
пресс-служба Татнефть

Циркулярная экономика и глобальные цели развития

Перед открытием саммита Рустам Минниханов ознакомился с выставкой. Экспозиция, в частности, включала технологии и разработки «Татнефти», связанные с циркулярной экономикой. Экономика замкнутого цикла предполагает производство, использование ресурсов и утилизацию отходов.


Фото: официальный сайт Президента РТ

Гендиректор «ТАНЕКО» Илшат Салахов сообщил в ходе презентации, что примером циркулярной экономики станет установка по производству резиномодифицированного битума, строительство которой началось на днях на нефтекомплексе. Рустам Минниханов отметил, что проект очень важный, ведь битум будет использоваться при строительстве высококачественных дорог, а для его производства будет использоваться до 500 тыс. отработанных шин. Также на «ТАНЕКО» предполагается перейти от захоронения отходов к их переработке.

Пленарное заседание нефтяного саммита было посвящено теме устойчивого развития в контексте глобальной повестки топливно-энергетического комплекса. В ходе заседания гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов напомнил, что Генассамблея ООН определила 17 целей в области устойчивого развития и компания все их поддерживает. Четыре из них она определила для себя как приоритетные: недорогостоящая и чистая энергия, ответственное потребление и производство, борьба с изменением климата, сохранение экосистем суши.

Президент Татарстана отметил на саммите, что для него как руководителя устойчивое развитие заключается в развитии территорий. «Мы живем в конкурентном рынке. Если наша территория не конкурентна, люди отсюда уедут», – сказал Минниханов.

Для создания комфортной среды важен каждый элемент – и развитие экономики, и образование, и развитие общественных пространств. Ежегодно в республике реализуется 40-50 программ, нацеленных на развитие различных сфер, которые дополняются национальными проектами, определенными руководством страны. Президент подчеркнул, что в целом необходимо развитие инфраструктуры и системная работа как на федеральном, так и на республиканском, и на муниципальном уровне.


Фото: ПАО «Татнефть», пресс-центр

Всю нефть – заводам

На саммите Президент Татарстана отметил, что в республике за счет технологий удалось не только сохранить добычу нефти, но и довести ее совместно с малыми нефтяными компаниями до более чем 30 млн тонн. В последние годы добычу пришлось снизить из-за решений ОПЕК+. Но это временно.

Минниханов сообщил, что когда-то предполагалось, что Татарстан будет добывать 17 млн тонн в год. «А сейчас мы имеем потенциал. У нас есть сценарии добычи и на 40, и на 45 млн тонн добычи», – подчеркнул он.

Технологии позволили освоить новое для Татарстана направление – добычу битумной нефти.

«Мы поехали в Канаду, мы изучали их опыт. Нам они свои лицензии не продали, пришлось разработать 300 патентов, которые позволяют нам сегодня на отечественном оборудовании добывать битумную нефть. Это огромная работа науки, машиностроения. Если бы не было исследовательской базы у компании, не было бы желания, это было бы невозможно», – считает Минниханов.

В 2021 году, по информации компании, планируется добыть уже 3,7 млн тонн битумной нефти.

«Но самое главное, что мы из сырьевого региона превращаемся в обрабатывающий», – сказал Президент.

Он напомнил, что некогда была только одна установка первичной переработки нефти на 7 млн тонн (сейчас – НПЗ «ТАИФ-НК»). На «ТАНЕКО» к настоящему времени построены установки переработки нефти еще на 15-16 млн тонн.

«Практически в ближайшем будущем у нас, может быть, и вообще для продажи нефти не будет, мы ее полностью будем перерабатывать», – сказал Минниханов.


Фото: официальный сайт Президента РТ

По его словам, нефтяной сектор имеет большое значение и в части обеспечения доходной части бюджетов и создания рабочих мест. «Каждая малая нефтяная компания по своей сущности больше даже крупного завода. Поэтому к нефти, нефтехимии, нефтепереработке у нас особое отношение», – сказал Минниханов.

Стоимость бензина могла бы быть и выше

На II Международном нефтегазовом молодежном форуме, который проходит в рамках саммита, один из участников поинтересовался, почему демпфер не работает, цены на топливо растут и сколько это будет продолжаться.

Заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин парировал: демпферный механизм эффективно работает и позволяет сдерживать темп роста цен на топливо на АЗС на уровне инфляции.

«Потребитель видит цену на заправках. Цена на заправках растет темпами инфляции. Задача, которая ставится руководством страны, чтобы была предсказуемая ситуация на заправках. С 2018 года, с того момента, когда бы введен демпферный механизм, темы роста цен – на уровне инфляции. Демпферный механизм на самом деле работает. И если бы не было демпфера, если бы сейчас его убрать, то в цене мы должны накинуть 10-12 рублей – это та цена, которая бы складывалась на основании полностью рыночных отношений», – сказал замминистра.

Он напомнил, что демпфер позволяет изымать часть прибыли, которая образуется в сегменте добычи при высоких ценах и возвращает ее в сегмент нефтепереработки для того, чтобы оптовая цена не повышалась.

Сорокин признал, что механизм не идеальный и продолжает донастраиваться.


Фото: ПАО «Татнефть», пресс-центр

В то же время Минниханов в ходе дискуссии раскритиковал изменения в законодательстве, связанные с отменой первоначальных преференций, предоставленных для развития добычи сверхвязкой нефти. По его мнению, это отразится не только на нефтяной, но и на смежных отраслях, связанных с ее добычей.

«Мы шли на битумный проект. В один момент он стал не нужен. ОПЕК+ закончится, но его потом не запустишь. Все. Мы эти бригады уже расформировали, заказы, компаниям, которые производят пар, тоже сказали: вы нам не нужны. Все. Мы потеряли. Да, вы нашли для бюджета  деньги, но вы потеряли огромное количество смежных компаний, которые работали в части добычи битумов. В результате нашли вы от того пользу или нет?» – сказал Минниханов, обращаясь к представителю Минэнерго.

По его словам, эту задачу можно было бы решать постепенно, по шагам. «Нельзя было убирать все льготы. Несправедливо, когда классические скважины и битумные скважины работают в одних условиях», – сказал Минниханов.

Он подчеркнул, что любые изменения очень чувствительны для отрасли.

После окончания саммита Сорокин сообщил журналистам, что сейчас совместно с Минфином анализируются все факторы, связанные с отменой льгот на сверхвязкую нефть, «чтобы не допустить ухудшения инвестиционного климата». В частности, с 2024 года планируется распространить действие налога на добавленный доход на добычу сверхвязкой нефти, «чтобы создавать инвестиционный стимул».

news_bot_970_100