news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Михаил ПАНДЖАВИДЗЕ:

«Театр им. М.Джалиля - один из успешных в России»

«Татарский театр оперы и балета им.М.Джалиля - один из успешных в России»  

В агентстве «Татар-информ» прошла видеоконференция с участием режиссера-постановщика Большого театра Москвы, режиссера-постановщика и автора проекта оформления уникальной татарской оперы Резеды Ахияровой «Любовь поэта» Михаила Панджавидзе. Интервью было приурочено к XXVI Международному оперному фестивалю им.Ф.Шаляпина, который откроется в Казани 1 февраля. В этом году фестиваль посвящается 135-летию со дня рождения Ф.Шаляпина и собирает беспрецедентный состав участников - около 40 исполнителей из 10 стран ближнего и дальнего зарубежья. Вела беседу журналист Люция Камалова.

Татарский театр оперы и балета готовится в эти дни к XXVI Международному оперному фестивалю имени Федора Шаляпина. Как вы оцените уровень подготовки театра к предстоящему событию в культурной жизни Татарстана?
М.П.:
Я думаю, что фестиваль в этом году, как и всегда, пройдет на высоком уровне. Прошлый фестиваль был юбилейный и был успешен, в этом году он посвящен знаменательной дате - 135-летию со дня рождения Ф.Шаляпина. Это знаковое событие в истории не только Казани, но и в целом России, как и сама фигура Федора Шаляпина. Никакого беспокойства по поводу подготовки театра к этому значительному событию нет, все в порядке, уровень традиционно очень высокий.

Как известно, в этом году фестиваль собирает беспрецедентный состав участников. Кого из исполнителей вы могли бы особо выделить?
М.П.:
Любой участник фестиваля достоин уважения уже за то, что он почтил имя великого певца и артиста Федора Шаляпина. Я не хотел бы никого особо выделять. Так сложилось, что на этом фестивале два моих спектакля - «Борис Годунов» и «Любовь поэта». Для меня большим событием является то, что в партии Бориса будет Анатолий Кочерга – это певец не просто мирового класса, а знаменитость и приятно, что это наш соотечественник, который занимает достойное место на мировом Олимпе. Хочется отметить и великолепного певца Геннадия Беззубенкова из Мариинского театра. Состав великолепный, и для меня это большая радость.

Как вы считаете, в чем секрет успеха шаляпинского фестиваля, который уже много лет идет на сцене Татарского театра оперы и балета? Чем он привлекает исполнителей, которые приезжают в Казань из разных уголков мира?
М.П.:
В первую очередь, он привлекает именем Шаляпина и тут двух мнений быть не может, это сразу задает очень высокую планку фестивалю. Он проходит не первый год, и за это время уже сформировался определенный имидж фестиваля, уровень проведения традиционно высок. На самом деле сегодня в России очень много оперных театров, которые находятся в полуразваленном состоянии, им очень тяжело. Татарстану повезло, что руководство республики понимает необходимость данного жанра, академического наследия, классического воспитания. Ведь театр – это не развлечение, а образовательный и воспитательный институт. Татарский академический государственный театр оперы и балета им.М.Джалиля - один из самых успешных в России и конкурирующий даже со столичными театрами. Эта площадка стала достаточно престижной, поэтому и состав исполнителей каждый год становится все представительней.

Почему вы согласились на предложение поставить оперу Резеды Ахияровой «Любовь поэта»?
М.П.: В мои планы не входила постановка татарской оперы. В произведении «Любовь поэта» меня привлекла возможность поработать с современными авторами, когда процесс создания оперы происходит вплоть до премьерного показа вместе с тобой. Это большая редкость. Ведь до недавнего времени не было в театрах заказов на современную оперу. Я, конечно, воспользовался таким случаем. Я читал стихи Г.Тукая, которые произвели на меня благоприятное впечатление, но стало гораздо интереснее, когда я начал изучать историю вопроса с либреттистом. Мне стала интересна личность поэта, история его жизни и все это меня увлекло. Надо отдать должное дирекции театра, которые пошли навстречу всем моим задумкам. Три недели театр был закрыт полностью для посещения и в это время создавался спектакль. Это было первым залогом успеха постановки. Когда была премьера, то я даже не ожидал, что будет такой успех. Вторым залогом стала увлеченность театра, так как театр очень любит этот спектакль. Дело в том, что как артисты, так и технический персонал, работали с упоением, что называется - «на одном дыхании». Всем было интересно то, чем они занимаются. В театре с этого спектакля появился проекционный цех.

Оперу «Любовь поэта» называют сенсацией прошлого сезона, в том числе и благодаря использованию в постановке новых технологий – компьютерной графики. Почему вы решили отказаться от традиционного постановочного решения?
М.П.:
К сожалению, я думаю, что данный спектакль уже устарел, так как я знаю, как его можно сделать еще современнее. Сейчас я глубоко убежден в том, что я ничего бы не сделал, если бы не эта шикарная постановочная группа. Вообще я мечтаю, чтобы был создан такой комплексный пульт, который управлял бы машинами, светом, видеопроекциями, но это вопрос времени. Великолепно работали все - машинисты, которые говорили «скажите, что нужно и мы все сделаем», ребята, которые работали над видеопроекциями из Москвы, художник по костюмам из Астрахани, программисты из Волгограда. Вообще время создания оперы «Любовь поэта» было счастливое, и я очень благодарен за это руководству татарского театра. Мы же несчастные люди - артисты, мы же как наркоманы, мы живем тем мигом работы, который нам предоставляется, это же не каждый раз и живем мы воспоминанием о том прекрасном, что было недавно и надеждой, что это вновь повторится. Такие вещи не забываются.

В этом году опера «Любовь поэта» претендует на получение национальной театральной премии «Золотая маска». Каковы шансы на успех, по-вашему?
М.П.:
Я не буду строить прогнозов, так как дело это неблагодарное. Я примерно себе представляю, какие маски может взять опера, а какие нет, и я прекрасно понимаю, что чудес на свете не бывает. Будем надеяться, что театр получит несколько «Золотых масок».

Какой вы видите оперу будущего – больше классическую или современную с использованием современных компьютерных технологий?
М.П.:
Это очень важно и я бы хотел, чтобы режиссеры и директора театров понимали одну вещь, что шоу и спектакль - это разные вещи. Технология - это всего лишь гарнир для живого человека, так как на самом деле спектакль надо смотреть без видеопроекции, машинерии, без всего. Если ты без этого увидел историю живых людей и над вымыслом облился слезами, вот тогда это театр, а без этого - все шоу. К сожалению, сейчас, а в опере особенно, постановщиков у нас много, а режиссеров мало. Мы перестали работать с артистами, мы забыли, что венец творения на сцене – это артист. К сожалению, телевизионное и эстрадное мышление своим оформительством «выдавливает» из театра историю людей. Да, технологии совершенствуются, и это надо развивать, но сейчас многие начинают эксплуатировать эти средства выразительности. Технологии страшны тем, что их можно выучить, и люди, выучившие их, думают, что они обрели профессию, а они только ремесло узнали, но до искусства они не доросли, и это большая проблема сегодня. Технология влечет за собой дилетантизм, любительщину. Нашим желанием удивлять мы начинаем переходить грань и из образовательного спектра человеческого существования начинаем проваливаться в развлекательный жанр. В опере «Любовь поэта» я готов выключить проекцию, убрать экраны, повесить черный кабинет и чтобы люди выходили, и все равно будет интересно смотреть, что происходит на сцене, так как там есть интересная история.

Ваши творческие планы на ближайшее будущее?
М.П.:
В июне в Татарском академическом государственном театре оперы и балета им.М.Джалиля начнется работа над созданием оперы Джузеппе Верди «Риголетто». Режиссером-постановщиком спектакля буду я. Планируется, что казанцы увидят эту оперу в классическом исполнении, без использования компьютерных новинок. Премьера состоится приблизительно в сентябре этого года, планируется, что именно этим произведением театр откроет новый сезон.

Фото Екатерины КРАСУЦКОЙ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100