news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Михаил Гельфанд: «Диссернет» не занимается целенаправленно анализом политиков и публичных людей

Один из отцов-основателей сообщества борцов с плагиатом в сфере российской науки «Диссернет» выступил в Казани.

Михаил Гельфанд: «Диссернет» не занимается целенаправленно анализом политиков и публичных людей

(Казань, 12 апреля, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Независимое сообщество борцов с плагиатом в сфере российской науки «Диссернет» целенаправленно не занимается анализом докторских и кандидатских диссертаций публичных людей и известных политиков. За скандальными историями разоблачения, широко освещаемыми в прессе, стоит огромный пласт рядовой работы по очищению научного сообщества от жуликов, проверки обычной профессуры.

Поддельные научные труды и степени, присвоенные за эти подделки, несут угрозу не только имиджу российского ученого, но и наносят реальный вред людям, никак не связанным с научной деятельностью. Из-за дипломов, полученных «для галочки», разбиваются самолеты и ставятся неверные диагнозы, рассказал сегодня в ходе своего выступления в казанском ЦСК «Смена» доктор биологических наук, замдиректора Института проблем передачи информации РАН, профессор Сколтеха, ВШЭ и МГУ им. Ломоносова, один из основателей «Диссернета» Михаил Гельфанд. Лекция была организована инициативной группой «Думай!», как и прежде, абсолютно бесплатно и открыто для всех интересующихся.

«Зачем это нужно? Когда существует довольно узкое сообщество, мотивы у каждого могут быть разными. Пархоменко (журналист, один из основателей "Диссернета" Сергей Пархоменко – прим. Т-и) как журналисту в первую очередь интересны яркие публичные фигуры. Для многих людей, как и для меня, "Диссернет" – это скорее расчистка того поля, которое я считаю своим. Если я доктор наук, то я не хочу, чтобы какой-нибудь жулик тоже назывался доктором наук, – объяснил он. – Пример, который я всегда привожу: попробуйте надеть красный берет и 2 августа пойти в нем гулять, посмотрим, насколько далеко вы уйдете. Почему ученые хуже десантников, я не понимаю?».

«Одна вещь, которую я должен был сказать в самом начале: "Диссернет" не занимается целенаправленно анализом политиков и публичных людей, – под конец спича заявил Гельфанд. – Если попадается какой-то выдающийся красавец, то, конечно, хочется его проверить, но в принципе основная методика работы "Диссернета" – это не анализ индивидуальных лиц».

Сейчас «Диссернет» представляет из себя довольно крупное федеральное сообщество добровольцев: исследователей, ученых-экспертов и журналистов. Члены сообщества на безвозмездной основе занимаются проверкой научных трудов – диссертаций и статей, а также научных журналов и целых диссертационных советов – на предмет использования плагиата, подлога и других видов мошенничества, которые помогают «лжецам» защищать диссертации и незаслуженно получать научные степени.

За время полуторачасового рассказа Гельфанд привел аудитории десятки примеров того, как «особо выдающиеся представители научного мира» кусками или полностью заимствуют у коллег статьи, нещадно правят статистику, выдумывают существование публикаций и изобретают в своих трудах несуществующие формулы. Результат работы «Диссернета»: роспуск советов, отзыв степеней и снятие с должностей тех, кто, покупая себе публикации в сомнительных ВАКовских изданиях, все же осмеливается пропечатывать на визитных карточках регалию «доктор наук». Разоблачительные материалы на постоянной основе публикуются на официальном портале проекта.

По словам Гельфанда, три области науки, наиболее часто эксплуатируемые российскими псевдоучеными, – это экономика, педагогика и право. В большинстве случаев степень доктора наук именно в этих областях помогает продвинуться по карьерной лестнице и получить ту или иную должность во властных структурах.

За последние годы случился некоторый перелом в общественном мнении, считает Михаил Гельфанд. Количество защищенных диссертаций упало в два раза. Стали не редкими ситуации, когда люди перестают указывать среди перечня своих регалий научную степень или добровольно отказываются от нее, узнав о результатах проверки собственных работ «Диссернетом». Для многих стали «ближе» возможные последствия мошенничества с научными трудами. Хотя очередь на проверку проектом не уменьшается, признался спикер.

 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100