news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Мартин Зандер: «Преимущество российских исполнителей в том, что они начинают заниматься музыкой с раннего возраста»

5 декабря в ГБКЗ им.С.Сайдашева впервые выступил немецкий органист, лауреат международных конкурсов, профессор Мартин Зандер. Он исполнил для ценителей классической музыки произведения Баха, Франка, Вивальди, Моцарта. В этот же день в агентстве «Татар-информ» в режиме on-line прошла пресс- конференция с участием Мартина Зандера. Вела беседу журналист Люция Камалова.

Вы впервые приехали в наш город, хотелось бы узнать о ваших впечатлениях от Казани?
М.З.:
Мне всегда была интересна история того или иного города, как жили раньше народы, какие были архитектурные памятники, жилые дома. Мне было интересно погулять по Казанскому Кремлю, однако впечатления остались не очень радужные. Я увидел в центре города много новых, красивых зданий и огорчился, что у вас так мало сохранилось старых домов, а ведь они несут историю, культуру. Жаль, что сохранить удалось немногое из того, что когда-то было украшением столицы.

В Казани вы провели мастер-класс для студентов Казанской государственной консерватории им.Н.Жиганова. Как вы оцените уровень подготовки юных казанских музыкантов, которые мечтают профессионально играть на органе?
М.З.:
На меня произвели очень хорошее впечатление студенты консерватории. Хочу сказать, что они молодцы. При относительно небольшом опыте игры на органе они продемонстрировали мне неплохие результаты, так что я с удовольствием могу их похвалить.

В Германию российские музыканты часто едут для того, чтобы поучиться у вас мастерству игры на органе, например, органистка Мария Мохова из Нижнего Новгорода. Как вы оцениваете уровень российских исполнителей?
М.З.:
Преимущество российских музыкантов в том, что они начинают играть на рояле с раннего возраста, а это гарантирует хорошее владение инструментом в будущем. Почти у всех органистов в России высокий уровень исполнительства. Вы привели в пример Марию Мохову, да, она отличная органистка и очень талантлива. Мария только начала учиться у меня, думаю, у нее все получится.

Кстати, насколько мне известно, Мария Мохова начала играть на рояле с раннего возраста и уже сегодня показывает очень хорошие результаты. Практикуется ли это в Германии, когда ребенка сажают за инструмент в очень раннем возрасте?
М.З.:
Насколько я понимаю, в России это обычное явление. В Германии есть такие случаи, но раньше с этим было строже. Теперь все изменилось, люди стремятся не обременять своего ребенка таким кропотливым трудом, как музыка и поэтому уровень исполнителей немного снизился. Конечно, в Германии есть свои знаменитости в мире классического искусства, которые еще в детстве получили очень хорошую школу. Но в России таких талантов больше, чем у нас.

Надо ли заставлять ребенка заниматься музыкой, если ему, например, больше хочется играть с детьми во дворе?
М.З.:
В Германии невозможно заставить ребенка ходить в музыкальную школу. Хотя все-таки решать должны родители, ведь у малыша может быть талант, который просто нужно раскрыть. Если есть желание и возможности, то обязательно заниматься музыкой надо с самого раннего возраста. Но если потом проснется желание, когда уже ребенку исполнится лет 15, то все равно это не безнадежно и можно стать хорошим музыкантом. В Германии много различных церквей, которым нужны органисты, и не обязательно для этого быть особенно талантливым или одаренным. Можно не быть «звездой», но быть хорошим органистом, конечно при наличии способностей и трудолюбия.

Сколько вам было лет, когда вы начали играть на органе?
М.З.:
Начинать играть надо не на органе, а на рояле, и это очень важно. Ведь этот инструмент требует не только таланта и профессионализма, но и физических усилий. У ребенка просто ноги недостаточно длинные. Я сам начал с игры на рояле, мне было тогда 6 лет. С 15 лет я начал играть на органе.

Что самое главное во время игры на органе?
М.З.:
Трудно выделить что-то одно. Важна техника исполнения, звук. Люди думают, что на рояле надо работать над звуком, но орган тоже очень чутко реагирует. Я учу своих студентов больше чувствовать, ведь каждое движение дает определенный звук. Рассказываю им об эмоциях в музыке, какую они играют роль во время концерта.

У вас была репетиция перед концертом на органе, который установлен в Государственном большом концертном зале им.С.Сайдашева. Какие у вас остались впечатления от него, ведь эти инструменты очень специфичны?
М.З.:
В Казанской консерватории установлен немецкий орган – это хороший инструмент для учебы и для маленького зала. Вчера же я репетировал на большом органе в Большом концертном зале и я бы сказал, что это очень хороший инструмент – могучий звук и не давящий. Это большая проблема для таких залов, ведь для органа нужно специальное помещение, вроде церкви, с особой акустикой. Обычно орган или слишком тихий, или гудит и, мне кажется, что в Казани нашли хороший баланс – хороший зал и в результате, круглый, полный звук. Думаю, что вас можно поздравить с этим инструментом.

Выдерживает ли казанский орган сравнение с другими инструментами, которые установлены в крупных городах России?
М.З.:
Мне трудно сравнивать. Все очень индивидуально и зависит не от самого города, а от фирмы-производителя. К примеру, в Москве установлен орган чешской фирмы. Это другой стиль, ведь он постоянно меняется. Я не буду говорить хороший он или плохой, но я честно отвечу, что казанский орган мне нравится намного больше. Стоит отметить, что каждый инструмент имеет свой характер, и музыка везде звучит по-разному.

Что услышат казанские меломаны сегодня?
М.З.:
Буду играть произведения Баха, Франка, Вивальди, Моцарта.

Планируются ли еще концерты в России?
М.З.:
Пока никаких. Завтра я возвращаюсь на родину, чтобы продолжить преподавание в консерватории.

Откуда у вас такое прекрасное знание русского языка?
М.З.:
У меня русская жена, тоже музыкант, играет на органе - Наталья Чинаева. Мы много говорим по-русски дома, чтобы наш сын тоже говорил на русском языке.

Чем вас привлекает Россия?
М.З.:
Артист всегда ощущает, что играет в другой стране, но в целом, мы стараемся каждому, кто любит нашу музыку, дать самое лучшее. А в России мне очень нравится публика, которая ценит искусство, надеюсь, что я им нравлюсь тоже.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100