news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Лучше больше? КФУ нашел четвертого

Конца-края не видно тянущемуся уже более года процессу создания Казанского (Приволжского) федерального университета. Вузы, которые должны стать составными частями этого образовательного монстра - КГФЭИ, ТГГПУ и ЕГПУ - до сих пор официально не присоединены к КФУ из-за бюрократических проволочек. По этой причине болезненные вопросы о будущей структуре гиганта (какие факультеты в нем останутся, где они будут размещаться, сколько преподавателей сократят и пр.) до сих пор остаются открытыми. Соответственно, сотрудники всех четырех вузов чувствуют себя как на вулкане, а абитуриенты не знают, куда им нести свои документы. На этом фоне информация о том, что КФУ намерен присоединить к себе еще и тольяттинский Волжский университет им. В.Н. Татищева (являющийся, кстати, коммерческим вузом), показалась злой шуткой. Но, как выяснилось, это правда.

Поскольку нам не удалось получить официального ответа на вопрос «зачем вам это нужно?» у руководства КФУ (пока процесс модернизации не завершен, университет предпочитает не комментировать вопросы, связанные с будущей структурой образовательного гиганта), мы обратились за комментарием непосредственно к ректору тольяттинского Волжского университета Владимиру Якушину.

- Задача КФУ - быть Приволжским университетом, не замыкающимся на территории одной лишь Казани и даже Татарстана, - уверен Якушин. - Федеральный университет должен быть не просто законодателем образовательной моды для всего Приволжского федерального округа, а спрутом в хорошем смысле этого слова, распространившим свои щупальца на весь ПФО. Это поможет собрать все «сливки», всех юных «ломоносовых» округа под эгидой КФУ. Казанский университет должен не просто искать таких суперабитуриентов, но и готовить их. На базе нашего вуза будут созданы региональные школы по подготовке лучших школьников к поступлению в КФУ на физико-математическое, юридическое, экологическое, химическое и другие направления. Не путайте это с подготовительными курсами: те школы, о которых я говорю, - это более глубокая, творческая и научная подготовка, что-то вроде курсов повышения квалификации для суперодаренных детей. Впоследствии они будут учиться в нашем университете и в Казани, потому что мы с КФУ станем единым вузом.

То, что Владимир Якушин, который, кстати, сам окончил КФУ (тогда еще КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина), вдохновлен будущим поглощением своего вуза казанским «спрутом», понятно: после этого престиж коммерческого Волжского университета вырастет в разы.

- Со стороны может показаться, что я неумно радуюсь тому, что в скором времени мне наступят на горло, - рассуждает тольяттинский ректор. - Ведь после присоединения к КФУ у меня не будет самостоятельности и, скорее всего, не будет такой зарплаты, как сейчас. Но я считаю, что нужно думать на перспективу. Это будет большое благо для детей нашего региона. Ведь в будущем будут востребованы только специалисты, получившие глубокую, основательную подготовку, которую могут дать только солидные ученые. А таких сейчас - раз-два и обчелся. В КФУ они есть, поэтому я считаю, что с ними нужно сотрудничать.

По словам Якушина, договоренность о присоединении пока достигнута только на словах. Предварительно название вуза сменится с Волжского университета им. Татищева на Тольяттинский институт Казанского федерального университета.

Ну а пока в Тольятти с оптимизмом смотрят в будущее, в самом Казанском университете и трех вузах, с которыми он должен вот-вот слиться, каждое нововведение, связанное с укрупнением, воспринимается достаточно болезненно, а вернее, как нож в сердце. К примеру, ситуация с созданием Татарского института филологии и искусств на базе ТГГПУ, куда планируется включить и филологический факультет университета. Преподаватели и студенты, возмущенные тем, что теперь русским филологам придется заканчивать институт, в названии которого фигурирует слово «татарский», вышли на пикет, да не на один. Но решение руководства КФУ, похоже, обратной силы не имеет.

Эта и другие подобные меры, оптимизирующие факультеты образовательного гиганта, сильно дезориентируют нынешних абитуриентов. К примеру, непонятно, куда нести свои документы тем, кто планирует поступать на русскую филологию: в приемную комиссию КФУ, ТГГПУ или новоиспеченного Татарского института филологии и искусств?

- Пока я могу сказать лишь то, что в этом году, как и в прошлом, у КФУ, КГФЭИ, ТГГПУ и ЕГПУ будет юридически раздельный прием. То есть если вы планируете поступать на русскую филологию, то вам нужно идти в приемную комиссию Казанского университета, если хотите пойти учиться на финансиста - в КГФЭИ, - объясняет ответственный секретарь приемной комиссии КФУ Сергей Ионенко. - Причина этого в том, что КФУ еще не получил весь комплект документов из Минобрнауки России, связанный с процессом объединения. Процедура прохождения документов через это ведомство стала очень сложной, даже президент Медведев вынужден вмешиваться в их работу и делать замечания. Но вопрос с документами рано или поздно решится. Поэтому нынешним абитуриентам нужно иметь в виду, что с 1 сентября им придется учиться в едином Казанском федеральном университете и, возможно, на объединенных из-за своей схожести факультетах. То есть, поступая на русскую филологию в КФУ этим летом, нужно быть готовым к тому, что осенью вы станете студентом Татарского института филологии и искусств, созданного на базе ТГГПУ.

Венера БЕЛЯЕВА

 
news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100