news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Литературный вечер//АРАБЕСКИ//29 июня, №24

ПОДСЛУШАННЫЙ РАЗГОВОР. Бывшая спецбольница, а ныне диагностический центр. Сюда по-прежнему прикреплены бывшие ответработники, номенклатура советского времени. Типичные старики-маразматики - седые и лысые, худые, как скелеты, или полные, как боровы, одышливые, ворчливые, давно перевалившие за 70, а то и за 80. Сюда ложатся регулярно раз или два в год - для профилактики. Вечерами смотрят телевизор, а если на экране нет ничего хорошего, сидят в холле, мирно беседуют. Вспоминают свои прошлые должности и заслуги. Иной раз даже маленько цапаются по-свойски.

- А ты молчи, старый хрыч! Сам-то ты служил в НКВД. Кем начинал-то? Небось, палачом? Расстреливал в подвале политических?

- Да, расстреливал. Было такое. Все начинают с этого. Но кого? Врагов народа, кулаков, шпионов и предателей.

- А потом всех их реабилитировали и объявили невинными жертвами режима, даже героями. Памятник им на Черном озере поставили.

- А это уже не мое дело. Я действовал по приказу. Военный берет под козырек и не обсуждает приказы, а выполняет их.

- И получал за это надбавки к зарплате и премии. А потом и очередное повы-шение по службе. Небось и квартиру получил ту, что осталась после выселения семьи репрессированного?

- А что, по-твоему, я на улице должен был жить? У меня тоже семья, дети...

- Да ладно, не кипятись. Мы все понимаем. Не ты, так другой бы стрелял. Время было такое. Сейчас вон пишут, что Сталин во всем виноват. А что он? Сам что ли, стрелял? Он и не знал об этом.

- Да хватит вам об этом. Сколько можно? Надоело! Пойдемте-ка лучше спать!

КОЗЛЫ

Сельские алкаши-озорники, ошалевшие от безделья, от скуки научили деревенского козла-производителя пить и курить. Вымачивали куски хлеба в водке и давали козлу. Тот вначале фыркал, воротил нос. Но потом привык и сам стал выпрашивать. Точно также насильно учили и курить. Один держал за рога, другой совал в рот козлу горящую сигарету. Это занятие тоже животному вскоре понравилось. Как увидит курящего, бежит за ним, блеет. Если не дают, может и рогами поддать. Ему теперь никаких коз не нужно - кучкуется вместе с алкашами возле магазина, подбирает и жует окурки, ждет, когда ему дадут вымоченного в водке хлеба.

Деревенские старушки, глядя на это безобразие, только плюются и смачно произносят:

- Козлы !

СНЕГ

Как-то поздней осенью я ночевал на писательской даче «Лебяжье озеро». Утром прос-нулся, выглянул в окно - кругом все белым-бело. Выпал первый снег. Легкий, пушистый и белый-пребелый. Я решил вскипятить чай из снеговой воды. Набрал полный чайник, поставил на плитку. Через некоторое время открыл крышку. Батюшки мои! Воды на самом донышке, да и та - грязная-прегрязная. Сплошная копоть. А сверху еще какая-то рыжая противная пена плавает... Пришлось вылить и идти на колонку за колодезной водой.

Иду и размышляю. Чего же тут удивляться? Рядом - завод «Оргсинтез». Горят факелы, дымятся этажерки... Когда ветер оттуда - дышать нечем. Вот и снег, видать, набрался всякой гадости, пока падал с неба. Снег не виноват. Это мы, люди, виноваты.

А в жизни нашей разве не случается такое? Иной на первый взгляд - белый-пребелый, белее снега кажется. А копнешь поглубже, в душе сплошная чернота, копоть.

О ТАКТАШЕ

Он прожил очень короткую жизнь - всего тридцать лет. Правда, ПИСАТЬ И ПЕЧАТАТЬСЯ начал рано - лет с пятнадцати. Но за свою короткую творческую жизнь - всего 15 лет - он создал такие произведения, которые живут вот уже почти сто лет. Его пример лишний раз доказывает, что посмертная жизнь настоящего поэта куда длиннее и плодотворнее, чем его досмертное бытие.

Почему татарская молодежь так любит Такташа? Потому что он - настоящий. А глянцевые и пустенькие стишки - преимущественно дамские - никого уже не привлекают. А тем более - плохие стихи, которые уже достигли своей критической массы.

Раньше каким-то ориентиром служили литературные премии. А сейчас премий развелось столько, что чуть ли не каждый стал лауреатом какой-либо премии, хотя бы квартальной.

СМЕРТНИК

Никак не могу представить себе психологию террориста-смертника. Ведь жизнь дается человеку всего один раз. Раньше убийцы пытались непременно скрыться с места преступления. Их разыскивали и наказывали. А теперь никого искать не надо - сами себя наказывают. Сами себе назначают высшую меру наказания - смертную казнь. Что это такое? Фанатизм? Вера в загробную жизнь? Своего рода героизм - смерть во имя высоких национальных интересов?

Приехавший из Израиля знакомый с усмешкой объяснил:

- Всякие идейные соображения, даже религиозные - чепуха. В основе - материальный интерес. Каждому смертнику платят вполне солидную по тем условиям сумму - около сотни тысяч долларов.

- Но ведь он ею уже не может воспользоваться!

- Зато этим могут воспользоваться члены его семьи, родные и близкие. При их нищете и неспособности обеспечить достойное существование себе и своим близким, это представляется единственным выходом.

- Но как на это реагируют члены семьи? Жена, дети, мать родная, наконец?

- Материальный стимул перевешивает. Поэтому на смертника смотрят, как на героя. А это льстит его самолюбию.

- Дорого же обходится ему это тщеславие!

- Однако, претендентов всегда достаточно.

СЛУЖИТЕЛЬ КУЛЬТА

Гладкий, упитанный, медоречивый... Построил два коттеджа на берегу Волги – себе и сыну. Разъезжает на японском джипе. Говорят, что совращает малолетних. И я должен ему верить?

Рафаэль МУСТАФИН

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100