news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Лев ТОДОРОВ:

«Елабужская олимпиада по литературе стала одной из лучших»

5 апреля в Елабуге подвели итоги XIII Всероссийской олимпиады школьников по литературе. В ней участвовало около 300 учащихся из 67 регионов России. В жюри олимпиады вошли известные литературоведы, профессоры и преподаватели. В беседе корреспондента агентства с председателем жюри, доктором педагогических наук, профессором Московской педагогической академии Львом Тодоровым речь идет об олимпиаде, нынешнем состоянии литературы.

Лев Всеволодович, олимпиада завершилась. Как вы ее оцениваете? Можно ли ее назвать праздником школьной филологии?
Л.Т.:
Надо назвать ее праздником юных филологов-литературоведов. Это действительно праздник, потому что они общаются, обсуждают проблемы литературы, науки, они участвуют в культурной программе: участники олимпиады побывали и на мемориале Марины Цветаевой, и в музее-усадьбе Надежды Дуровой, и в доме-музее Ивана Шишкина. Это для ребят важное событие и оно состоялось.
Если вы хотите моей оценки, то елабужская олимпиада по литературе стала одной из лучших. Мы ведь были и в Ярославле, и в Великом Новгороде, Костроме, Пензе, Москве -каждый год из тринадцати в новых городах. Но елабужская олимпиада — она в числе трех самых лучших.

Были ли какие-нибудь нарушения в ходе олимпиады?
Л.Т.:
К сожалению, зарегистрированы два случая использования мобильных телефонов. У нас были опытные ассистенты, они быстро выявили нарушение.

Профессор Разумнов назвал вас «лидером одной из сложных областей педагогической науки». Известно, что вы отрабатываете новую концепцию литературного образования. Что лежит в основе этой концепции, чего не хватает урокам литературы в школе?
Л.Т.:
Надо начинать «с самого начала». Уместно ли это вспомнить, но я могу сказать, что в годы Великой Отечественной войны в школах количество часов на литературу было увеличено. Сейчас идет процесс, когда число часов на литературу снижается.
Во-вторых, надо улучшать подготовку кадров-словесников. Все-таки, у многих словесников, не у всех, конечно, нет патологической страсти к чтению.
Нужно, конечно, улучшать содержание образования. Ну что же это такое, когда в стандартах стоит фрагментарное изучение «Войны и мира», «Тихого Дона»? Как же такие шедевры русской мировой культуры школьникам можно изучать во фрагментах?
Есть проблемы методики. Мы хотим решить это через технические средства, через компьютеры. Конечно, это помогает, снимает рутинность процесса. Это прекрасно, но все равно центром литературного образования остается учитель и вокруг него должно концентрироваться все. Он должен свой личностью, своей увлеченностью вовлекать детей в свой круг. Много можно, конечно, говорить. Но ведь и у детей нет патологической страсти к чтению.

А как привить им эту страсть?
Л.Т.:
Это трудный процесс. Я думаю, здесь огромную роль может сыграть семейное воспитание. У нас на третьем туре олимпиады даже был вопрос о роли семейного чтения. Вы знаете, когда дома читают, когда дома книги повсюду, когда вовлекают в разговор о книгах — этот процесс идет сам собой. А если нет книг, говорят о другом, какая уж тут страсть к чтению.
А как вы относитесь к изданиям, в которых дается краткое содержание произведений школьной программы по литературе?
Л.Т.:
Что я могу сказать? В свое время, когда было целостное министерство, пока оно не распалось на три составляющие части, мы пытались с этим бороться. Но с этим бороться нельзя, потому что есть авторские права, большие деньги, которые получают с каждого тиража издатели. Это неизбежное зло, но сделать ничего не можем.

В ходе олимпиады вы близко познакомились с коллективом Елабужского педуниверситета. На ваш взгляд, на каком уровне здесь подготовка учителей-филологов?
Л.Т.:
В ЕГПУ очень хороший состав преподавателей, это творческие и увлеченные люди. Это не просто хорошее учебное заведение, это культурный центр: здесь великолепные музеи. Бывший ректор вуза Наиль Валеев по специальности филолог, доктор филологических наук. Как при таких условиях преподавание родного предмета может идти неудачно? Судьба Наиля Мансуровича интересна: он ведь начинал со студента тогда еще пединститута, теперь он уже министр образования.

А как вам сама Елабуга?
Л.Т.:
Впервые в Елабуге я побывал три недели назад, в ходе подготовки к олимпиаде. У меня очень хорошее впечатление об этом городе. Ломоносов, по-моему, говорил, что Россия будет прирастать Сибирью. Я же говорю: «Россия будет прирастать небольшими и средними городами, где идет большая культурная жизнь, где интересные люди, где много делают и для города, и для страны. Из таких городов вырастет будущее России.

Спасибо за такие теплые слова.
Л.Т.:
Я могу продолжить. Принимайте, как хотите, то ли пошутил, то ли нет. Но я нынешнему ректору педуниверситета сказал, что я хотел бы закончит свой творческий преподавательский путь в ЕГПУ.


Беседовала Гульшат Султанова

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100