news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Леонид Девятых: "Благотворительность - это ответственность за свой народ"

(Казань, 19 февраля, "Татар-информ", Ирина Игнатьева). Сегодня в агентстве "Татар-информ" в режиме on-line прошла интернет-конференция, посвященная истории благотворительности Казани. Участником интернет-конференции стал историк, писатель и журналист Леонид  Девятых, автор более 400 очерков, 4 романов и 10 книг, среди которых - "Нити", "Стреляная гильза", "История казанского купечества", "Забытое и незнаемое", "Убийство на щучьем озере". Леонид Девятых - член Международной федерации журналистов, член Союза российских писателей, он также сценарист, исполнитель главной роли в сериале "Казанский блюз".

На вопрос журналиста об истории благотворительности в Казани, Л.Девятых рассказал о том, что в нашем городе были во все времена "человеколюбивые" люди. Деньги, которые собирались на эти цели, шли напрямую к конкретному человеку или семье, поскольку благотворители знали, кто и в чем нуждается. Благие дела творились без всяких принуждений и объявлений. Это был вполне естественный процесс, делать доброе людям - в крови наших предков. К примеру, дворянство организовывало бал. Средства в ходе бала собирались с помощью какой-либо подписки или лотереи. Собранные деньги затем направлялись на содержание детского приюта, "Общества бедных студентов», нищих и пьющих актеров. То есть, в дореволюционные времена в Казани было много мест, где нищие, больные и престарелые люди находили поддержку от общества.

На вопрос о психологической подоплеке благотворительных мероприятий (после чревоугодия у людей возникала потребность вспомнить о бедных), известный писатель привел в пример семью Баратынских, которая никогда не была богатой, а все поколения ее делали людям добро, покровительствуя крестьянам. После отмены крепостного права Боратынские строили для бедных бесплатные столовые, школы, больницы. Была и другая категория горожан: правоверные мусульмане, которые были просто обязаны отдавать 10-ю часть от своего дохода в пользу бедных. В данном случае вера во Всевышнего, которая делала человека мягче и добрее, помогала, и даже обязывала вершить добрые дела. В ряд со словом "вера", считает известный историк, вполне можно поставить и такие слова, как «честь» и «порядочность».

Л.Девятых считает, что наше общество сейчас находится в такой стадии, когда необходимо пропагандировать, пиарить, благотворительность. Необходимо  сделать такие благие поступки и дела модными.

На вопрос журналиста об общей черте характера русского купечества, член Союза российских писателей заметил, что купец - это человек, который выбился из крестьянской среды. Общая черта характера - интерес к выбранному делу. Достаточно вспомнить купца Ивана Михляева, который в честь государя возвел Петропавловский собор. Затем он построил еще две церкви. Все 3 храма украшают наш город до сих пор. Казалось бы, какой прок ему тратить собственные средства на храмы? Однако ответ на этот вопрос все-таки можно найти. Бедные люди, посещающие собор и церкви, шли туда за поддержкой. И получали ее!  Умирая, свой частный капитал купец просил "вложить" в начатые им богоугодные дела. Кроме того, русские купцы открывали приюты для сирот и престарелых, частные школы и гимназии строили представители дворянства. По большому счету, это и есть ответственность за собственный народ, высказал свое мнение Л.Девятых.

На вопрос о женской благотворительности в царские времена, Л.Девятых привел немало примеров. В те времена ни мещанке, ни купеческой жене или дочери работать было не положено. Это даже компрометировало дам. Губернаторская жена в обязательном порядке являлась попечителем всех в городе и губернии женских учебных учреждений. К примеру, знаменитая дворянка Анна Николаевна Родионова открыла в Казани институт благородных девиц (сейчас это Суворовское училище). Сама она была сиротой. Поэтому сначала в институт принимали девочек-сирот, немного позднее здесь могли воспитываться и другие дети.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100