news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Леонид БАРЫШЕВ:

«Махеев» останется в Татарстане, если у нас будут равные условия с конкурентами»

«Махеев» останется в Татарстане, если у нас будут равные условия с конкурентами»

Леонид БАРЫШЕВГенеральный директор ЗАО «Эссен продакшн АГ» собирается перенести офис компании в Самару, но готов остаться в Татарстане, если конкуренты перестанут использовать свой административный ресурс для попыток уничтожить компанию.

Напомним, причиной для решения покинуть республику стала угроза уничтожения предприятия после поражения «Эссен продакшн» в так называемой «майонезной войне» - судебном разбирательстве с группой компаний «Нэфис». Сейчас Казанский жировой комбинат (входит в группы «Нэфис»), выиграв арбитражный суд по делу о перепелиных яйцах, готовит иск к «Эссен продакшн» на сумму в 2 миллиарда рублей. В связи с этим Леонид Барышев, «с нуля» создавший в Елабуге одно из самых успешных в России предприятий по производству продуктов питания, заявил о том, что собирается в дальнейшем развивать свой бизнес за пределами республики.

Первым шагом «Эссен продакшн» стала регистрация компании в Самаре, где в скором времени должен разместиться головной офис компании. Федеральную налогооблагаемую базу «Эссен продакшн» уже перевел в соседний регион. Республиканский бюджет из-за этого потерял часть доходов. Так, одного только НДС компания ежемесячно выплачивает 20-50 миллионов. В то же время, поскольку само производство майонеза остается в Елабуге, городская казна почти не теряет доходов.

Впрочем, в Елабуге в связи с переездом количество рабочих мест сократится примерно на 300 человек. На заводе останутся лишь люди, непосредственно связанные с производством – это примерно 700 сотрудников. А весь менеджмент, бухгалтерия, иной «офисный» персонал переберется в Самару. По словам генерального директора «Эссен продакшн», компания уже сделала своим сотрудникам предложение продолжить работу на новом месте. И сейчас составляются списки сотрудников, готовых переехать в соседний регион.

Как признался сам Леонид Барышев, переезд офиса компании в Самару потребует довольно серьезных финансовых вложений. «Но это все же дешевле, чем постоянно жить под дамокловым мечом», - заявил гендиректор компании. По словам Л.Барышева, все предложения о так называемом «мировом соглашении» со стороны группы компаний «Нэфис» сейчас являются шантажом. «Для нас одинаково губительны суммы как в 2 миллиарда, так и в 300 миллионов», - считает Леонид Барышев. Однако он все же готов к мировому – только на условиях полного отказа от исков со стороны «Нэфис» и возможности дальнейшего выпуска майонеза «Махеев с перепелиным яйцом». По словам генерального директора «Эссен Продакшн», эти условия – единственные справедливые и приемлемые для компании.

«Эссен продакшн», чьи производственные мощности в Елабуге уже достигли предела, планирует расширяться в других регионах. Так, в Вятских Полянах Кировской области Леонид Барышев предполагает создание завода по переработке молока. «У нас также был вариант с Бугульмой, но это опять же Татарстан, где сельское хозяйство уже поделено между крупными бизнесменами, - отмечает Л.Барышев. – Причем поделен не в плане рынка, а в плане их приближенности к властям».

Тем не менее, «Эссен продакшн» может остаться в республике и развивать здесь свой бизнес, как делал это на протяжении более 10 лет. О том, что для этого необходимо компании, Леонид Барышев рассказал в интервью корреспонденту агентства «Татар-информ».

Каковы условия, при которых вы не уйдете из Татарстана? Что должно произойти, чтобы вы поменяли свое решение?
Л.Б.:
Что касается мирового соглашения, о котором сейчас много говорится, то первым и главным его пунктом должна быть договоренность о том, что все судебные дела между нами и группой «Нэфис» будут рассматриваться за пределами Республики Татарстан. Если это условие будет принято, мы готовы продолжать здесь работать. Если этого не будет, то мы всегда будем мальчиками для битья в этой республике.

То есть дело не в последнем конфликте по поводу перепелиных яиц? Вы опасаетесь и других исков в будущем?
Л.Б.:
Мы получили кроме этого иска еще несколько других, с которыми так или иначе справились. Но наличие взаимоотношений группы «Нэфис» с властями не оставляет нам равных шансов на работу в этом регионе. Чтобы уравнять шансы, мы хотим хотя бы нейтрализовать административный ресурс в судах. Мне кажется, было бы достаточно честно договориться о том, чтобы все наши судебные дела рассматривались за пределами Республики Татарстан.

В течение 10 лет у вас не возникало проблем с властями?
Л.Б.:
Каждые 3 года мы переходим на новый этап взаимоотношений с теми или иными структурами, которые хотели бы оказать на нас влияние. Каждый новый этап взросления встречает нас новыми проблемами, но все, что нас не убивает, делает нас крепче.

Сейчас вы достигли того уровня, когда готовы уйти из республики, или подобные мысли были у вас и раньше?
Л.Б.:
Мою жену эта мысль не покидает никогда. Она родилась в Санкт-Петербурге и здесь чувствует себя немножко чужой. Когда я прихожу с работы и начинаю рассказывать, что творится, она всякий раз предлагает мне уехать.

А что вы думаете по поводу предлагаемого вам мирового соглашения и возможного посредничества в вашем споре руководства республики, о котором говорил в частности министр экономики Марат Сафиуллин?
Л.Б.:
До сих пор мы не получили никаких предложений о мировом соглашении, кроме угроз. Когда говорят о мировом соглашении, то надо хотя бы говорить о его содержании, а не угрожать. Еще раз скажу о том, что единственным обязательным условием, на котором я буду настаивать и не отступлю, будет наличие в нем обязательства рассматривать наши споры с «Нэфисом» за пределами Татарстана.

Вы не думаете, что «Нэфис» может в дальнейшем нарушить этот пункт соглашения и обратиться для рассмотрения спора в татарстанский суд?
Л.Б.:
Арбитраж – это добровольное рассмотрение спора экономических субъектов, и стороны, договорившись, могут назначить себе любого судью, в том числе и негосударственного. В договоре можно сделать так называемую арбитражную оговорку, в котором указать место рассмотрения споров. Хоть Чукотку, хоть суд в Страсбурге или Женеве. Если такой оговорки нет, то по умолчанию рассмотрение спора проходит по месту нахождения ответчика.

Видели ли вы заинтересованность властей в вашем предприятии на протяжении 10 лет его существования, было ли что-то положительное в ваших взаимоотношениях с властями?
Л.Б.:
Мы видим заинтересованность министра экономики Марат Сафиуллина в том, чтобы мы продолжали здесь работать – это факт. Его личную заботу мы ощущаем – это однозначно. К сожалению, у меня не так много знакомых, кого бы я мог охарактеризовать как человека, который о нас заботится.

Как вы оцениваете отношение к вам Никиты Белых – губернатора Кировской области?
Л.Б.:
Во-первых, я увидел большую разницу его со всеми другими людьми, обремененными властью, с которыми я когда-либо встречался, а тем более – губернаторами. Я встречался с губернатором Пермского края, к сожалению, с Минтимером Шариповичем личного контакта у нас не было. Но, так или иначе, Никита Белых представляется мне человеком нового поколения, и здесь мы близки с ним, в том числе и по духу, который он демонстрировал еще будучи в СПС. Мне очень нравится его отношение как гражданина, а теперь как губернатора. И я считаю себя обязанным помочь ему сделать в этом регионе то, что он хочет.

Значит ли это, что вы рвете все связи с Татарстаном и не вернетесь сюда уже никогда?
Л.Б.:
Не надо рассматривать наше стремление развивать бизнес в других регионах как желание порвать с республикой. Сейчас мы рассматриваем это как способ минимизировать собственные риски, а не как попытку кому-то что-то доказать. У нас нет желания уменьшить налогооблагаемую базу Татарстана, уменьшить налоговою базу города. Все, что мы делаем – защищаем свой завод и его работников.

Подготовил Михаил МИРОНОВ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100