news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Культура//САМЫЙ ЮНЫЙ И ДОСТОЙНЫЙ ТЕАТР//6 июня, №20

Май – время закрытия театральных сезонов, некоего подведения итогов, осмысления проделанного за год. Национальная сцена неоспоримо блистала в этом году.

26,74 Kb

И, безусловно, в памяти любителей и покровителей театра нынешний сезон останется яркой искрой волнующего праздника, посвященного столетию профессионального татарского театра.

Тем, что сегодня у нашего народа есть свой театр, и тем, что имеем возможность праздновать этот юбилей, мы обязаны первой татарской театральной труппе «Сайяр». Юные, искренние, уверенные в себе молодые люди - они, несмотря на трудности и сложности того времени, начинают ставить первые спектакли. Ильяс Кудашев-Ашказарский, Сахибжамал Гизатуллина-Волжская, Габдулла Кариев, Нури Сакаев, Гульсум Болгарская, Карим Тинчурин, Зайни Султан, Халил Абжалилов, Касим Шамиль, Фатыма Ильская - их имена история хранит бережно и чутко. Их мужество, сила воли, стремление к цели и по сей день волнуют и восхищают. С тех пор прошло много времени, но хочется сказать, что и сегодня у татарской сцены есть такой же юный, стремительный, непоседливый, яркий и талантливый театр – Казанский государственный татарский театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева. И проведение параллели между двумя труппами здесь неспроста. В феврале текущего года татарскому ТЮЗу было присвоено имя одного из основоположников труппы «Сайяр», режиссера, драматурга, актера Габдуллы Кариева.

Надо сказать, что театр долго не мог добиться этого имени, отказ объяснялся тем, что театр его еще не заслужил. Но вот, наконец, в год празднования столетия профессионального театра, в преддверии 120-летнего юбилея Г.Кариева долгожданное событие состоялось.

Это имя для нас многое значит, делится мнением директор театра Роберт Муртазин. Это огромный праздник и большой подарок театру.

Одной из причин рождения татарской труппы «Сайяр», говорит главный режиссер татарского ТЮЗа Ренат Аюпов, стало их желание доказать, что у татарского народа есть свой театр. Они вложили много сил и старания, работая ради одной этой цели. Сегодня нам хорошо известно, какие трудности им пришлось пережить. Получив имя Габдуллы Кариева, мы, тем самым, не только своему зрителю, но и на государственном уровне доказываем, что у юных татарских зрителей, у молодежи должен быть свой театр! Присвоение имени Кариева я считаю знаковым событием, нам еще предстоит бороться и подтвердить, что такой театр нужен, мы ведь единственные в республике.

Надо сказать, что попытки создать татарский театр юного зрителя предпринимались не раз, но все они по тем или иным причинам не увенчались успехом. И вот последняя из них дала толчок рождению нового театра. Как повествует история, в 1987 году при Министерстве образования под руководством Фарида Хабибуллина группой энтузиастов образуется театральная студия. Первый спектакль был поставлен по пьесе Диаса Валеева «Намус хљкеме». Тогда в актерском составе были Альфинур Хисамова, Рустем Фатыйхов, Алмаз Хамзин, Зэйтун Яркаев. Потом последовали спектакли, направленные на детскую тематику: «Аучы» Наби Даули, «Кадерен белмђњче бурсык». Продолжительностью примерно в час, эти спектакли ставились в детских садах, школах и всегда имели большой успех и хорошие отзывы. Потом в 1991 году на базе татарской театральной студии организовывается татарский театр юного зрителя. Летом 1995 года театр получает одно из красивейших строений города — здание Алафузовского театра (памятник архитектуры ХIХ века).

Совсем вычеркивать этот период из истории театра было бы в крайней степени не верным. Ничего не рождается и не вырастает на пустом месте. Театральная студия создала своего рода почву, на которой сегодня, на наших глазах вырастает прекрасный театр столицы, имеющий свой неповторимый характер.

Здесь все делается для того, чтобы юным зрителям было интересно, комфортно, чтобы у них было желание вновь и вновь возвращаться в театр. Им всегда рады. Желающие могут познакомиться с историей театра, организовать небольшие экскурсии.

И, по-видимому, зритель чувствует это искреннее внимание к себе. Потому что сегодня с уверенностью можно сказать, что у татарского ТЮЗа есть свой зритель. Надо признать и то, что собрать людей, заставить их прийти в театр сегодня нелегко. Это связано и с транспортной проблемой, и с тем, что театр находится далеко от центра. К тому же зимой здание театра очень холодное, оно требует хорошей реконструкции. И здесь надеятся, что в скором времени, как и было обещано Министерством культуры РТ, очередь ремонтных работ дойдет и до них.

Но пока, и это главное, - люди, посетившие театр, всегда уходят довольными, живой огонь в глазах актеров и юных зрителей дарит незаменимое чувство тепла. Есть среди зрителей и те, которые приходят на спектакль по нескольку раз. Театр любят, за ним следят, от театра уже ждут новых премьер.

Надо признать, что многое изменилось в татарском ТЮЗе с приходом нового директора Роберта Муртазина и главного режиссера Рената Аюпова. Рост театра за последние годы очевиден. Достаточно упомянуть о его участии в двух конкурсах в городе Бишкеке. Если в первый раз им дали второе место за спектакль «Сак-Сок», то «Сенной базар» подарил им первое место. И никто уже не оспорит эти достижения театра, у каждого его спектакля есть свое лицо, свой характер.

Мы стараемся составлять свой репертуар, основываясь на татарской литературе, говорит Ренат Аюпов. Стремимся показать детям, молодежи только самое лучшее, разговариваем с ними на уровне взрослых, прививая им любовь к классике. Этот принцип является основополагающим.

Так, настоящей гордостью татарского ТЮЗа стал спектакль «Сенной базар», подготовленный к 120-летнему юбилею великого поэта татарского народа Габдуллы Тукая. Сегодня, на какие бы гастроли не поехал театр, он обязательно берет этот спектакль, и каждый раз зритель встречает его с любовью. Еще одна премьера уходящего сезона - драма «Король Лир» Уильяма Шекспира. Спектакль был поставлен к столетию татарского профессионального театра, а также к юбилею народного артиста Республики Татарстан Нуриахмета Сафина.

Как рассказал Ренат Аюпов, театр и до того практиковал постановку произведений зарубежных классиков – это и «Тартюф» Мольера, «Коварство и любовь» Шиллера. Но этот спектакль в корне представляет иное. Шекспир - сильнейший драматург, отец зарубежной драматургии. Его произведение «Король Лир» – одна из самых сложных трагедий. И если бы не Нуриахмет Сафин, отметил режиссер, его актерский опыт и талант, мы вряд ли бы поставили это произведение в ближайшем будущем.

Оригинал пришлось сильно сокращать - если ставить драму так, как она написана, то потребовалось бы дня два для ее просмотра. Но это никак не нарушило основной идеи произведения - проблема отцов и детей. Что интересно, и взрослые, и юные зрители с одинаковым интересом ходят на спектакль, говорит режиссер. Дети понимают, что это близкая для них ситуация, только в другом временном пространстве. Родителей происходящее на сцене также затрагивает не меньше. Костюмы, музыка - все выглядит очень эффектно. И думаю, что спектакль еще долго будет идти на сцене.

В будущем сезоне театр также порадует и удивит своего зрителя новыми постановками. Осенью на сцену выйдет новое произведение бразильского прозаика, популярного в кругу молодежи романиста Пауло Коэльо «Алхимик». Жизнь молодого человека, для чего он пришел, что он должен дать этому миру или что взять? «Алхимик или путешествие в Египет» - так будет называться эта новая премьера. Вторая - это «Кыйсаи Йосыф» Кул Гали, ее планируется закончить к декабрю.

Постановка вышеперечисленных произведений говорит только о том, что у театра сформировалась своя сильная труппа, талантливый актерский состав. Как и юному человеку свойственно постоянное стремление вперед, так и театр юного зрителя все время находится в поиске, открывая для себя все новые и новые горизонты творчества. Но больших результатов театру будет легче достичь, когда он будет чувствовать поддержку и участие своих зрителей, то есть нас с вами.

Мы стремимся каждому из детей привить любовь к татарскому языку, говорит заслуженный работник культуры РТ, директор литературного отдела Фардия Сафаргалиева, - не только татароязычным, но и русским. Но хотелось бы, чтобы и в школах приучали детей к культуре посещения театра: как вести себя во время спектакля, антракта и т.д. Необходимо и заранее ознакомить детей с примерным содержанием, направленностью спектакля, сделать это легко, ведь в школы всегда раздаются подготовленные нами аннотации. Воспитывать детей надо всем вместе. Только так мы сможем сохранить и развить нашу культуру и родной язык.

Еще два значительных события уходящего года – это гастроли татарского ТЮЗа в Екатеринбург в сентябре прошлого года и в Ташкент в апреле нынешнего. Как оказалось, сюда уже около 18 лет не ездил ни один из татарских театров. Играли девять спектаклей: 2 – детских, остальные для зрителей старшего возраста. И на каждом из них был аншлаг. Интересна и примечательна культура посещения театра тамошним зрителем. Люди приходят за два часа до начала спектакля, встречают друг друга, общаются. И после окончания еще не расходятся час-полтора, обсуждая, обмениваясь впечатлениями о спектакле, встречают артистов, зовут их в гости. Как оказалось, татарский народ очень соскучился по своему театру, по просьбе зрителей был организован и дополнительный концерт. ТЮЗ имел огромный успех, в чем немалая заслуга как актеров, так и его руководства. Об этом говорят и отзывы зрителей, и приглашения из трех городов с просьбой приехать еще и выступить у них. Вот отрывки некоторых из них:

«Хожу на все ваши спектакли и концерты. Слышу знакомые слова из своего детства, вспоминаю своих родителей. Искренне завидую молодежи, свободно говорящей на родном языке. Как красив татарский язык – волнующий, мелодичный – язык моих предков».

Гульсум ханум

«Уважаемые артисты Казанского ТЮЗа! Я вам очень благодарен за Ваш приезд в Ташкент. Вы сплачиваете и объединяете нашу диаспору и не даете забыть о нашей прекрасной исторической Родине Татарстан, независимо от того, где бы мы не родились. Вы создали праздник души».

С любовью к вам Рустем Кабиров и его семья.

«После ваших выступлений стало легче жить. Почувствовал себя настоящим татарином. Ваши спектакли – школа татарского языка».

С уважением художник Фаузий Мухамеджанов.

«Здравствуйте, милые, дорогие наши татары! Как хорошо, что вы нас не забываете. Вы даже не представляете какую радость вы нам доставили».

Фанузя.

«Находясь здесь, в зале, мы снова почувствовали запах родной Татарии, благодаря вашему таланту, искреннему исполнению, мы вновь оказались на Родине, вспомнили давно забытые песни, вместе с вами мысленно кружились в веселых хороводах, и ноги сами пускались в пляс. Мы потрясены глубиной исполнения в одинаковой степени как классических комедий, так и современных мелодрам. Спектакли проходят на одном дыхании. Своеобразная необычная манера исполнения, легкость, душевность.

Большое спасибо за огромное удовольствие, которое мы получили, соприкоснувшись с вашим искусством. Приезжайте к нам еще на более длительные гастроли и привезите весь ваш репертуар».

С большим уважением коллектив ОАО “УзЛИТИнефтгаз”.

Газета “Татарские края”, в свою очередь, поздравляет театр с присвоением имени Габдуллы Кариева. Желает чтобы музы театра и искусства всегда покровительствовали им.

Арслан КАМАЛ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100