news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Культура//НЕОБХОДИМ МУСУЛЬМАНСКИЙ "ОСТРОВ"//12 января, №2

Российские СМИ активно обсуждают художественный фильм “Остров” Павла Лунгина. Несмотря на довольно пеструю палитру тем по ленте, на первом плане зримо присутствует христианская, вернее, православная тема.

На фоне выхода и обсуждения “Острова” главный редактор ИА “Муслим-пресс” Радик Амиров встретился с Одельшой Агишевым, заслуженным деятелем искусств РФ, Лауреатом Государственных премий, кинодраматургом, профессором ВГИК. И к тому же - председателем отборочной комиссии Международного фестиваля мусульманского кино “Золотой минбар”.

- Одельша Азимович, лунгинский “Остров” вы, конечно, смотрели.

- Конечно! Замечательный, фантастический фильм, главное - современный. Как говорится, очень и очень кстати для нашего нынешнего общества, для молодежи в первую очередь.

- А что так, молодежь, то есть, перестала интересоваться американскими боевиками и блокбастерами?

- Я сужу по своим ученикам, которые плюются от этих боевиков: крови, насилия, грабежа, огня. Конечно, они устали. И не только молодежь, но и все общество тоже. Телевизор включить невозможно - только боевики, однообразные, а иногда и глупые сериалы.

- А как это происходило - внедрение вот этих боевиков на наши широкие и не очень экраны?

- В советское время мы покупали у западных компаний действительно стоящие фильмы. У итальянцев, англичан, американцев, конечно же. И на одной из встреч с американскими прокатчиками мы, деятели советского кино, задали наивный вопрос: “А почему вы нам попросту за бесплатно отдаете второсортные ленты?!”. Они улыбнулись и ответили: “Ну! Придет свое время - вы у нас их покупать будете”. К сожалению, они были правы. Теперь идет их игра.

- Но ведь российский кинематограф поднимается с колен. Количество вроде уже ничего, подтянулись вроде как. За нынешний год выпущено около шести десятков картин. Но вот качество... По-настоящему смотреть можно, я так, думаю, фильмов пять?

  • Да, четыре-пять, если мы говорим о мировом уровне.

  • А “Остров” все-таки выбивается из всего этого списка?

- Несомненно! Такая глубокая по своей философии картина. Трагичная история. И - великолепная игра актеров Мамонова, Сухорукова. Лунгин, конечно, сделал чудную ленту. Это рассказ о человеке, его внутреннем мире, о покаянии, о грехе. О том, что сделано и чего просто невозможно вернуть.

- Одельша Азимович, а нужен ли нам, правоверным, свой, мусульманский “Остров”? Я уверен, вы думали об этом.

- Да, я думал об этом. И отвечу, что мусульманам свой “Остров” просто необходим. Есть и темы, и сюжеты. И все это не выдумано, из жизни все взято. Вот как бы все положить на бумагу, как снять, да так, что бы это было честно и без обиняков. Чтобы не подстроено все было. При определенном стечении обстоятельств мусульманский “Остров” снять можно.

- Вот только за 15 лет российского кинематографа серьезно к данной теме подошел только Владимир Хотиненко с “Мусульманином”. Владимир Иванович задал столько вопросов, что мусульманская община, да и не только мусульманская до сих пор отвечает на эти вопросы.

- А это и есть показатель качества фильма, работы режиссера, автора сценария Валерия Залотухи: фильм остается в памяти, его хочется смотреть, пересматривать, анализировать, вспоминать какие-то эпизоды, диалоги. Это и есть настоящая картина.

Безусловно, “Мусульманин” стоит особняком в череде отечественных картин. И не потому, что Хотиненко поставил фильм в то время, когда весь российский кинематограф, как говорится, на боку лежал, не зная, жить ему или умирать. Если бы у нас в 1995-м выпускали столько же, сколько и сегодня, хотиненковский “Мусульманин” все равно стоял бы на особом счету. Опять же - непростая тема, непростые вопросы жития-бытия: как жить, как быть? А сумеем ли жить в дружбе и мире, ведь не каждый из нас способен выслушивать друг друга? Любим ли ближнего? А простим ли? И - поймем ли?

- А каким, если предположить чисто гипотетически, мог бы быть мусульманский “Остров” по теме?

- Скажем, можно было бы сделать фильм о просветителе Мусе Бегиеве, замечательном человеке, истинном патриоте своей Родины. Также предложил бы такое эссе об экспедиции ибн Фадлана, (полное имя путешественника - Ахмед ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид ибн Хаммад), принимавшего самое активное участие в посольстве багдадского халифа в Волжско-Камскую Болгарию в качестве секретаря. Да и про Габдуллу Тукая, нашего татарского Пушкина, можно было бы сделать прекрасный фильм. Тукай, как и русский Есенин, - стихийный поэт с тяжелой жизнью, выживанием в непростой среде. Если отвлечемся и слегка затронем Есенина в исполнении Безрукова, скажу, что местами я не узнавал в актере поэта - какой-то поэт получился скандальным: пьяница, дебошир, бабник. Ну, да ладно, не об этом речь.

- Ну, а что мешает сделать ленты, о которых вы говорили?

- Художественная группа готова, дело остается за технической составляющей. Но, увы, за последние годы деньги, выделенные на ленты, иногда пропадали неизвестно куда. Вернее, известно - куда. Отсюда и недоверие, отсюда - простой. А страдает отечественный зритель, в том числе мусульмане, которым есть чем гордиться - историей, культурой и, конечно, религией. Но пока вот такое состояние: томимся в ожидании. Надеюсь, доживем до того дня, когда на экраны выйдет и мусульманский “Остров”.

Радик Амиров

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100