news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Клара ТАЗЕТДИНОВА: «Нынешняя молодежь ориентирована на занятость»

В середине июня два татарстанских учреждения - Министерство труда и занятости и Министерство социальной защиты – были преобразованы в одно: Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ. Какие функции возложены на новое учреждение? Что для него актуально в данный момент? Эти и многие другие вопросы были затронуты в ходе видеоконференции на тему: "Развитие экономики республики и новые направления в подготовке кадров". Гостем интернет-студии агентства «Татар-информ» стала заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова. Вела беседу журналист Ляйсан Абдуллина.

В середине июня два министерства были реорганизованы в одно. Какие функции и задачи стоят перед новым учреждением?
К.Т.: Задачи перед нами поставлены глобальные: влияние на демографическую ситуацию в республике, эффективное использование трудовых ресурсов с точки зрения формирования госзаказа на подготовку кадров, оптимизация системы социальной защиты, стимулирование благотворительной деятельности в республике, формирование уровня качества жизни населения, вопрос оплаты труда. Нормальная организационная структура министерства будет окончательно сформирована в течение этой недели. Задачи перед нами поставлены. Будем надеяться, что усилиями объединенного министерства мы достигнем наших целей.

Вы упомянули демографическую ситуацию. Как вы ее сейчас оцениваете?
К.Т.: В настоящее время у нас уже подготовлен черновой вариант программы «Демографическое развитие РТ». В чем актуальность этой проблемы? Как в России, так и в Татарстане происходит снижение численности населения. В Татарстане проблема стала обостряться в 1999 году. В России эти тенденции стали наблюдаться с 1991 года. Наше министерство беспокоит то, что будет происходить с трудовыми ресурсами Татарстана в ближайшем будущем.

В настоящее время, если рассматривать структуру населения, в Татарстане 63 процента людей в трудоспособном возрасте, 17 процентов – моложе трудоспособного, остальные – старше трудоспособного. В нестабильные 1991-92 годы наблюдалось снижение рождаемости. Это поколение сегодня начинает вступать в трудоспособный возраст. В результате возникла ситуация, когда из трудоспособного возраста выходит больше людей, чем в него вступает. Эта тенденция будет сохраняться на протяжении ближайших 10-12 лет. Эффективное использование имеющегося трудового потенциала - одна из главнейших задач нашего министерства. Ведь экономика в Татарстане развивается, в городах республики вводятся крупные промышленные объекты, где требуются специалисты и рабочие кадры.

Какие существуют варианты решения данной проблемы?
К.Т.: Один из вариантов решения проблемы - эффективное использование имеющихся трудовых ресурсов. Необходимо готовить тех специалистов, которые нужны. Именно поэтому сегодня меняется система подготовки профессиональных кадров в республике. Так, например, начальные профессиональные учебные заведения должны работать под конкретные заявки работодателей. То есть, вначале должен возникнуть потребитель выпускника, который будет участвовать в софинансировании его обучения.

До недавнего времени работодатель рассуждал, что система начального профобразования недостаточно модернизирована, поэтому специалисты выходят низкой квалификации. В результате государство и пошло на такой шаг: если вам нужны высокопрофессиональные кадры, то вы должны принимать участие в их подготовке на паритетных началах.

В настоящее время в Татарстане по отраслевому принципу сформировано 14 образовательных кластеров. Государство будет осуществлять подготовку специалистов для тех работодателей, которые также будут участвовать в процессе подготовки и поддержке образовательных учреждений.

Учитывая демографическую ситуацию, как тут не вспомнить серый рынок труда.
К.Т.: Сегодня в Татарстане 2,4 миллиона человек трудоспособного возраста. Из них 1,8 миллиона человек занимают активную жизненную позицию. Незанятых трудом граждан порядка 100 тыс. человек. Эту категорию людей принято называть общей численностью безработных. Официально же зарегистрировано порядка 20 тыс. людей, не имеющих в данный момент работы.

Здесь проблему нужно решать не принуждением, как в недалекие времена статьей за тунеядство. В первую очередь работодатель должен задуматься о том, как сделать привлекательными рабочие места на своем предприятии. Например, получил молодой человек в вузе специальность юриста или экономиста. Он не идет работать по специальности, так как ему предлагают на предприятии 5-6 тыс. рублей. Выпускник института идет в торговлю, так как там он может гораздо больше заработать.

Работодатель должен понимать, что необходимо быть привлекательным для претендента. Стоит заметить, что нынешняя молодежь ориентирована на занятость. Опросы школьников старших классов показывают, что около 90 процентов хотят получить высшее образование, которое позволит им найти хорошую высокооплачиваемую работу. Но здесь необходимо ребенку объяснить, чтобы он сделал осознанный выбор. Сегодня республике нужны определенные рабочие кадры. В рамках образовательного кластера молодой человек вначале может получить высокооплачиваемую рабочую профессию, а затем заочно учиться в вузе.

Одним из способов решения проблемы нехватки трудовых ресурсов является миграция…
К.Т.: Миграция – явление неизбежное. Она рассматривается как один из потенциалов в восполнении потерь трудовых ресурсов. Миграция приветствуется, но она должна быть организованной. В регион, страну должны приезжать те люди, которые нужны экономике.

В начале июля в Набережных Челнах прошло совещание по подбору кадров для крупных работодателей («Нижнекамский НПЗ», КамАЗ», «Северстальавто», ЕлАЗ» и др.). На нем поднимались вопросы: откуда можно взять трудовые ресурсы сегодня? В настоящее время потенциалом трудовых ресурсов обладают сельские районы Татарстана, где ощущается нехватка рабочих мест. В радиусе 100 км от предприятия человек может каждый день ездить на работу. Речь не идет о том, чтобы люди жили там, где работают. Рабочих можно доставлять на завод вахтовым методом.

Планируется ли создать Интернет-ресурс, где была бы создана некая площадка для диалога работодателей и специалистов?
К.Т.: Данный вопрос мы планируем проработать с Агентством по развитию предпринимательства РТ. Пожелание создать подобный Интернет-ресурс также прозвучало на совещании в Набережных Челнах. В частности, «КамАЗ» выразил желание открыть подобную электронную площадку.

В ближайшее время мы также хотим во всех центрах занятости республики разместить стенды с информацией о вакансиях. Также для граждан там появится возможность выхода в Интернет по поиску вакансий.

Вы затронули проблему внутренней миграции. А как обстоят дела с внешней?
К.Т.: Если говорить о внешней миграции, то нормативной федеральной базой предусматривается условия въезда граждан в Россию из стран дальнего зарубежья. Правительство России устанавливает для каждого субъекта квоту по ввозу рабочей силы. Так, в 2007 году для Татарстана была установлена квота на 7 тысяч граждан из стран дальнего зарубежья. В основном к нам едут специалисты из Турции и Югославии. Около 80 процентов вакансий, занимаемых гражданами дальнего зарубежья, строительные специальности.

С гражданами ближнего зарубежья ситуация несколько иная. В этом году в России мигрантам дали возможность легализоваться. Была упрощена процедура въезда, учета и регистрации. Нынче за полгода миграционная служба выдала разрешения на работу 16 тысячам граждан ближнего зарубежья (хотя мы выдали разрешения на 2,6 тысячи человек). Из них только в отношении 6 тысяч человек работодатели уведомили, что приняли на работу иностранного гражданина. Об остальных ничего не известно. Разрешение выдается на целый год, поэтому человек легально пребывает в чужой стране.

На будущий год мы собрали 19 тысяч заявок на привлечение иностранной рабочей. На представителей дальнего зарубежья подано 11 тысяч заявок и 8 тысяч - ближнего зарубежья. Татарстанские отраслевые министерства проработали данные заявки на предмет привлечения на вакансии выпускников профессиональных учреждений Татарстана. В результате по дальнему зарубежью заявка была сокращена до 6 тысяч человек.

В перспективе мы хотим разработать систему оценки мигрантов по баллам. Отбирать будут не всех подряд, а тех, кто набрал наивысшие баллы.

Материал подготовил Денис Тихонов

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100