Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Казанцы познакомятся с современной итальянской скульптурой
Сегодня в Национальной художественной галерее «Хазине» открылась выставка Бруно Либераторе.
(Казань, 27 октября, «Татар-информ», Нина Нарыкова). Сегодня в Национальной художественной галерее «Хазине» открылась выставка итальянского скульптора Бруно Либераторе. Участие в церемонии открытия принял заместитель министра культуры РТ Айрат Гайнутдинов.
Бруно Либераторе (родился в 1947 году) – профессор Академии художеств в Риме. Он начал свою творческую деятельность как ученик скульптора Перикле Фаццини и добился широкого признания в 1980-е годы.
По словам заместителя директора ГМИИ РТ по научной работе Екатерины Ключевской, Либераторе – мастер, который продолжает линию нефигуративной пластики в скульптуре. «Он последовательно избегает антропоморфных форм, ищет в других областях. Удивляться здесь можно многому, и прежде всего, тому, как фантазия художника рождает такие формы при высочайшей технике работы с металлом», – говорит она.
Стоит отметить, что работы Либераторе могут быть интересны для казанцев и потому, что традиционное национальное татарское искусство тоже не ориентировано на антропоморфность, оно абстрактно, хотя стоит отметить, что уровень абстракции – совершенно другой.
Индивидуальность Бруно Либераторе и его склонность придумывать новые формы и объемы проявились, начиная с первых работ. Группу ранних произведений Либераторе представляют простые формы, известные с древних времен – пирамиды, усеченные пирамиды, замкнутые поверхности, напоминающие стены («Кордильеры», бронза, 1981; «Стена», бронза, 1972–1975). Возможно, в них отразились юношеские впечатления художника. Он происходит из области Абруццо, известной своими горами и замками. В сочетании пирамид различной конфигурации и размера он стремился добиться единства с природой, создавая композиции монументального характера, находящиеся на грани архитектуры (ансамбль в Музее современного искусства в городке Дзола Предоза, около Болоньи).
Позднее Либераторе стал чаще обращаться к более сложным формам, восходящим к естественным структурам. Изменилась и техника мастера. Художник теперь с увлечением отдается обработке поверхности, которая становится состоящей из небольших частиц, которые кажутся похожими на лепестки цветов или листья деревьев. В таких произведениях речь должна идти о развитии каких-то глубинных понятий, связанных с неодушевленной материей, землей, водой, стихийными явлениями природы. Через пластическую форму скульптор стремится выразить, в частности, различные состояния земли. Иногда она кажется благосклонной к людям и готова принести им свои плоды. В других случаях она вступает в конфликт с человеком и противится насилию над собой, наподобие вулкана, выбрасывающего лаву («Извержение 1», бронза, 1994-1996).
Фото Екатерины КРАСУЦКОЙ
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»