Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Казанский Государственный Цирк
Казанский Цирк является главной достопримечательностью города и одним из крупнейших цирков в России. Построенное еще в шестидесятых здание притягивает взгляды до сих пор, равно как и посетителей. Сегодня мы расскажем немного об истории и много, о работе такого удивительного места, как Казанский Цирк, в котором, кстати, обычно строжайше запрещено фотографировать.
Казанский цирк берет свое начало в далеком 1883 году, когда в Казань по приглашению купца Альберта Саломонского приехала трупа известного циркача Максимиллиана Турции. Уже в 1890 отцы национального русского цирка братья Никитины построили в Казани первый стационарный цирк. Строили его из дерева, а возвели за 4 недели. С тех пор арена перестраивалась дважды, пока в итоге в 1932-м напротив парка Черное Озеро не появилась зимняя арена. К сожалению, в начале 60-х она сгорела.
Терять такое учреждение как Цирк в большой Казани никто не хотел, а потому уже в 1956 в городе начинается активное строительство одного из самых удивтельных архитектурных проектов СССР. Еще в 1963 «Союзгосцирк» планировал воплотить проект Ярославского цирка, который едва ли притягивал взгляды или сердца. Свой взгляд на то, каким должен быть Казанский Цирк предложили в «Татгражданпроекте». Их чертежи больше походили на космический корабль, нежели на классический купол для манежа, однако проект с успехом прошел все инстанции, расчеты и был одобрен. В 1967 году строительство здания завершилось и Казанский Цирк был торжественно открыт.
За свои выдающиеся архитектурные достижения проект получил премию Совета Министров СССР, восторженные отзывы культового бразильского архитектора Альфреда Нимейера и в 1973 году вошел в список памятников архитектуры.
Даже сейчас большой манеж вызывает восхищение!
Прожектора светят, может быть не так ярко, как тогда (с цирка сняли уникальную систему подсветки купола, разработанную в советское время в КАИ), однако чувство масштаба не покидает.
А тем временем зрители, как и 40 лет назад, вовсю собираются на представление. Редкий российский цирк может похвастаться таким долголетием.
Зажглись софиты и началось! В памяти сразу же всплывают воспоминания о советском фильме «Цирк» с его закулисными страстями, яркими песнями и невероятным представлением. Мало кто знает, что сценарий для него писали Илья Ильф и Евгений Петров, однако самолично попросили убрать их из титров из-за разногласий с режиссером.
К сожалению, современные российские реалии далеки от сочного советского идеализма. Когда-то давным-давно у Казанского Цирка была собственная труппа, однако сейчас манеж служит площадкой для приезжих представлений и концертов. Появление новых средств развлечения ввело цирк в затяжной ступор и сейчас даже в выходные в зале можно увидеть множество пустых мест.
Тем временем попугай и дрессировщик на манеже изображают живое общение.
Делают три круга, летая на «бреющем» над зрителями, и улетают восвояси.
От такой наглости пернатых дети не на шутку взволнованны.
Не обходится представление и без акробатов, которые всегда любили Казанский Цирк. В Советском Союзе сложно было найти нестоличную арену, более удачным образом приспособленную для акробатских дел.
Этим с энтузиазмом пользуются заезжие труппы и поныне.
В целом первое отделение обходилось без животных, а гвоздем программы был клоун и его вечнозеленые (как змий) шутки про алкоголь.
Пил он действительно много.
До девочек-белочек.
Во втором отделении он даже успел подраться с кенгуру.
Сам кенгуру переносил происходящее с подобающим истинному австралийцу стоицизмом.
Транспортная часть представления была посвящена одноколесным пляскам морских коньков
Ну а позже на манеже умерла лошадь вместе со своей хозяйкой (понарошку, конечно же).
Бдительный моряк и технический персонал не дадут никому погибнуть.
Даже закрывшему на скорости глаза наезднику.
Ну а смелому зрителю даже страховка положена.
И вот антракт, а мы тем временем движемся за кулисы. И именно в этот момент полностью осознаешь возраст здания. Коридору на первый взгляд больше пятидесяти.
В нем до сих пор бродят хищники.
В здании цирка есть свой ветврач, который, к сожалению, не работает во время представления (если верить табличке на двери).
На пути попадаются вводящие в заблуждения коробки
А вот так выглядят загоны для животных Здесь содержатся лошади и звери, под которых сложно найти подходящий вольер.
Здесь звери отдыхают.
Тут же содержат голубей.
А тем временем в коридоре идет беседа между работниками сцены и ярким представителем цирковой труппы.
Некоторые не выходят из образа даже за пределами манежа.
А вот комната с удивительным и интригующим названием. К сожалению. нас туда не пустили, чтобы не злить морских львов. (медвежатник самое просторная комната в здании и хорошо подходит для содержания морских животных)
Здесь даже размещена небольшая комнатка отдыха цирковых работников, где те набираются сил перед вторым отделением. В целом закулисье оставило нас в смешанных чувствах. Новое Здание цирка за 40 лет стало Старым и приобрело черты некой неуютной неряшливости. Едва ли в этом можно винить руководство, но мы искренне надеемся, что волна капитальных ремонтов учреждений культуры Казани (не так давно был сдан Тинчуринский Театр) докатится и до Казани. По крайней мере уникальное здание и уникальная роль Казанского Цирка того заслуживают.
Мы, кстати, именно на него и направляемся. На входе нам вежливо напоминают, что этого репортажа не должно быть.
Гвоздь всей текущей программы цирка – пингвины. Правда открывается вторая часть преформанса немного жутковатым номером.
Костюмы акробатов подвешивают под потолком, где они и висят весь номер. Не скажем за детей, но у автора этих строк возникло немного жуткое впечатление.
Не прошло много времени и на сцене показались настоящие пингвины.
Не смотря на размер – это единственные пингвины в мировом цирке, которые более-менее послушно ведут себя на сцене.
Пеликаны, на этом фоне, не являются чем-то неожиданным, но неплохо дополняют картину.
Тем временем монохромная парочка присматривается к зрителям. В принципе – готовый кадр для мультфильма «Мадагаскар».
На арене морские львы!
Жуткие стоны, которые мы слышали в антракте из медвежатника, едва ли соответствуют этим милым амфибиям.
Да и с манежа криков не слышно.
Галочка!
Львы, оказывается, очень стеснительные животные.
И очень любят попозировать.
В свою очередь львов любят и дрессировщики:
Аплодисменты зрителям!
Вот и закончилось представление и время для прощальных фото.
Тем временем мы пошли в авангардно выстроенное еще в 60-е фойе
Прямо к малому манежу казанской цирковой школы, на которой в перерыве ученики очень любят играть в футбол. Школа уникальна, что для России, что для мира. Более того ее выпускников охотно вербуют другие цирки мира (даже знаменитый «Цирк Дю Солей»). Дело в том, запись в школу идет уже с пяти лет и цирковое мастерство ученик впитывает буквально с годами, он начинает жить цирком.
А дальше его ждёт долгая дорога в большую жизнь и на вершину творчества. Чтобы радовать и удивлять, смешить и заставлять грустить. Делать настоящий цирк под стать той оде, которую пропели ему еще в начале века советские кинематографисты.
Фото: Максим Платонов
Текст: Максим Зарецкий
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»