news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Казанский режиссер Александр Долбин представил свой фильм о Золотой Орде за 1,5 млн рублей

После премьерного показа «Причастия» споры историков, критиков и съемочной группы вокруг кинокартины растянулись на несколько часов.

Казанский режиссер Александр Долбин представил свой фильм о Золотой Орде за 1,5 млн рублей

(Казань, 13 мая, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Накануне вечером, 12 мая, в казанской резиденции креативных индустрий «Штаб» состоялся премьерный показ фильма казанского режиссера Александра Долбина «Причастие». Кинокартина потребовала более 1,5 млн рублей затрат, и, вызвав бурные споры историков, критиков и съемочной группы, открыла дискуссию, растянувшуюся на несколько часов.

Александр Долбин и второй герой фильма, на основе научных трудов которого и выстроен сюжет, кандидат исторических наук Тимур Хайдаров проследили историю Золотой Орды от момента расцвета, удержания лидирующих позиций в черноморского-каспийский регионе до периода возникновения черной смерти – чумы, подточившей мощь Орды, и ее «ликвидации» в начале 16-го века. Режиссер озвучил свою точку зрения на представления о татарах с древнейших времен, столкновение рационального мировоззрения татар с иррациональным средневековым мироощущением европейцев, а потому отторжение и неприятие Орды, ее демонизацию в истории.

Прогулки по страницам истории перебивались довольно пространными рассуждениями самого режиссера о сущности общества, демократии, смерти Джордано Бруно, понятиях цивилизации и культуры, зависимости первого от второго. Фильм получился перенасыщенным, напичканным смыслами с не всегда понятным обывателю набором фактов.

Сложный для восприятия, путаный стиль изложения режиссера вкупе с огромным количеством идей, высказанных по ходу фильма, сделало его и вовсе «неперевариваемым» для тех, кто всерьез не занимается изучением истории Орды. Картина стала попыткой режиссера вынести и сформулировать общую мораль для себя лично и, возможно, будущих поколений из истории татарского государства.

Лейтмотивом фильма звучал вопрос: с чего начинается кризис любой цивилизации? Ближе к концу часовой ленты авторы окончательно подводят черту: цивилизации гибнут не из-за природных катаклизмов, наводнений и чумы. Смерть любого общества начинается с момента, когда власть начинает обращаться не к учителям, не к культуре, которую они несут, а к религии. Учитель в мире создателей кино – проводник, связующий поколения, продлевающий жизнь цивилизации. Сегодня же, по мнению режиссера, не власть обращается к мудрецам, а мудрецы получают награды от власти.

На выходе у Долбина получилась причудливая смесь документального, научного, авторского кино, притч и сюрреалистических сцен. Очень просто смонтированный метр состоит из кадров исторических реконструкций, рассказов историков и самого режиссера об Орде, съемок археологических раскопок, мест существования и жизни Орды, постановочных бесед о вечном со вкраплениями анимации.

Финальным аккордом фильма стал призыв к жителям Казани задуматься, заявление о том, что будущее города зависит только от нас самих.

История ленты началась в 2012 году, когда двое молодых ученых решили установить причину гибели Улуса Джучи (старшего и приемного сына Чингисхана), рассказал Долбин. Им казалось, что основной причиной могла стать чума. Для раскрутки своей статьи они решили снять видеолекцию в жанре кинокомедии. Так появился фильм «Причастие». Как отметил сам режиссер, он ни в коем случае не претендует на историческую достоверность, фильм является продуктом художественного поиска, да и снята картина была именно с целью поиска посредством искусства.

«Я понимаю, насколько колоссальная работа была проделана съемочной группой, каких усилий стоило производство фильма, и очень благодарна вам, Александр, и всей вашей команде. Я понимаю, что с помощью этого фильма вы хотели разобраться в каких-то проблемах, ответить или же, наоборот, поставить для себя какие-либо вопросы, исследовать. Но все-таки в кино важен зритель, то, с чем он уходит, что уносит с собой после просмотра фильма. Кино – это в любом случае искусство для зрителя, вы же не снимаете только для себя, вы демонстрируйте его и рассчитываете на реакцию. Помимо исследования важен зритель. Связи со зрителем мне здесь не хватило», – отметила после просмотра ленты киновед, член экспертной отборочной комиссии Казанского международного фестиваля мусульманского кино Адиля Хайбуллина.

«На мой взгляд, это кино нужно показывать тому человеку, который, так или иначе, знаком с этой темой. Если на фильм придет обыватель, который живет и существует в своем мире, каких-то локальных измерениях, он не поймет его. Вы с самого начала фильма, экспозиции, очень активно и, я бы сказала, агрессивно погружаете зрителя в довольно узкую специфику. Большой вопрос к композиционному построению этого кино, – констатировала кинокритик. – Даже документальное кино должно иметь какой-то конфликт, развитие действия. Лично мне после 15 – 20 минут просмотра стал ясен основной ваш посыл. Потом идет размазывание одной основной идеи – загнивания Запада. Нет правильной подачи материала для зрителя, чтобы он плавно включался в тему. Очень много смыслов, много цитат, учений. В этом сложно разобраться. Вы это подкрепляете визуальными эффектами. После этого фильма ты остаешься с огромным объемом информации, не разложенным по полочкам».

«Картина сделана на полном пограничии жанров, свойственном видеоарту, – отметил писатель и сценарист, член Российской академии кинематографических искусств «Ника» Денис Осокин. – Я считаю, что каждый художник занимается исследованием того, до чего он хочет дотянуться, художественными методами, в отличие от ученых, например. Трансформация киноязыка – процесс совершенно естественный и зависит от задач автора».

«Я после просмотра фильма в большей степени познакомился с темпераментом автора, со сферой интересов, которые дороги автору. Задевали перед нами какие-то очень важные струны, нажимали очень значимые кнопки. Говоря о том послании, которое несет этот фильм, я вот немножечко потерялся. Категории “учитель – ученик”, “цивилизация – культура” – на их счет можно и поспорить, но какого-то бурного протеста они у меня не вызывают, – подчеркнул Осокин. – Цельная, значительная смысловая конфигурация, которой автор хочет поделиться с нами, для меня пока – вопрос».
 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100