news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Казанская широта //ВЕКОВЕЧНАЯ СТОЛИЦА. зачем мы изучаем прошлое казани//[28 января, №3]

Наша столица всегда представляла особый интерес для исторической науки. Дореволюционная русская историография, исследования татарских учёных оставили нам серьёзные, капитальные труды, в которых освещались самые разные аспекты прошлого Казани. Конечно, эти работы порой преследовали прямо противоположные цели, в них закладывался различный идеологический подтекст, однако главным оставалось одно — город на Волге имеет не просто какой-то специфический столичный или же географический колорит, но, быть может, в первую очередь цивилизационный характер. Так повелось ещё со времён Ивана Грозного, который весьма ревностно относился к Казани, справедливо считая её, как и Москву, законной преемницей Золотой Орды. И всё же, несмотря на все попытки могущественного царя замедлить историческое развитие города, старания всех последующих правителей Российской Империи растворить или, на худой конец, потеснить отсюда самобытную культуру татарского народа, Казань всё равно осталась духовным, экономическим центром исламского мира России, его своеобразным объединяющим символом.

Сегодня перед историками открыты широкие горизонты для полнокровных комплексных исследований тех страниц многовековой биографии Казани, которые до сих пор по разным причинам оставались нерасшифрованными. В этом нам помогает солидный, по сути бесценный научный багаж, накопленный предшествующими поколениями. Сейчас появилась реальная возможность, опираясь на труд археологов, историков, архивистов, соединив теоретические достижения с практическим опытом, устранить многие “белые пятна” и заблуждения, касающиеся ключевых, поворотных периодов жизни нашего народа и государства. Посудите сами, ведь до сего дня Казанский Кремль практически не подвергался полномасштабным археологическим изысканиям. Безусловно, были единичные раскопы, которые, в общем-то, сразу же одаривали учёных сенсационными открытиями, но полноценной источниковой базы эти попытки, в силу своей исключительности, составить не могли.

Археологические сезоны последних лет, вновь выявленные архивные материалы, а также представительные международные конференции и симпозиумы, проведённые Институтом истории Академии наук Республики Татарстан совместно с Казанским государственным университетом и администрацией Казани, позволяют сделать первые обобщения. Среди крупных мероприятий подобного рода — конференции “Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды)”, “Историческая география, торговые пути и города Среднего Поволжья XI-XII веков”. По этой теме сотрудниками института составлен сборник “Древности Казанского Кремля”. В него вошли статьи, связанные с исследованиями последних лет на территории Казанского Кремля.

Первые выводы современных учёных доказывают, что Казань не только очень древний город (впрочем, мы были уверены в этом всегда, не соглашаясь с датой запрещённого некогда 800-летия), но и изначально важный опорный стратегический пункт государства. Раньше существовало мнение, что основными центрами Волжской Булгарии были соответственно города Булгар и Биляр, а Казань просто являлась окраинным форпостом, выполнявшим пограничные функции.

Между тем новейшие исследования дали определённый материал, характеризующий этот населенный пункт как мощную торговую факторию и одновременно крупную военную цитадель. Геополитическое положение города, находившегося на слиянии двух рек у северной границы страны, на середине великого торгового пути, сыграло свою определяющую историческую роль. Не случайно, скажем, викинги, прошедшие пол-Европы, севшие править в Киеве, не смогли пересечь северные рубежи Булгарии и остановились, если можно так выразиться, у стен Казани.

Учитывая эти факты, сведя их в единую логическую цепочку, мы можем смело говорить о тысячелетней истории нашей столицы. Но я уверен и в том, что набирающие силу исследования, осмысление нового и уже имеющегося материала позволят не только проследить основные этапы в формировании города, но и ответить на многие другие вопросы.

Подчеркну немаловажное — заинтересованное международное сотрудничество в попытках решения назревших научных проблем. Наука ведь вообще не признаёт национальных границ, и любое, даже локальное открытие порой приводит к брожению умов в самых разных уголках планеты. Надо сказать, что зарубежные исследователи приветствуют интенсивные поиски наших специалистов и во многом солидарны с их выводами.

Как я уже отмечал, историческое значение Казани имеет цивилизованный характер. Поэтому современная политическая ситуация накладывает особый отпечаток на попытки по-новому осмыслить прошлое этого великого города. В общероссийском сознании Казань признаётся второй после Москвы столицей огромной православно-исламской державы, претендующей на достойное место в современном мире.

Рафаиль Хакимов,

директор Института истории Академии наук Татарстана, Государственный советник при Президенте Республики Татарстан

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100