Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
«Казанская осень» как начало музыкальной весны
30 августа у стен Казанского Кремля открылся I международный оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень». Его идейным вдохновителем стал новый художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский. Для зрителей выступили певица Любовь Казарновская и молодой тенор Леонардо Граменья.
4 сентября фестиваль продолжился уже в самом Казанском Кремле, где на Пушечном дворе в естественных исторических интерьерах состоялась постановка оперы Назиба Жиганова «Алтынчэч». В проекте были задействованы лауреаты международных конкурсов Марина Нерабеева, Айгуль Хайри, Филюс Кагиров, молодые дирижеры Ильнар Файзутдинов и Артем Абашев, хор консерватории и Казанского музыкального колледжа.
Фестиваль «Казанская осень» вызвал живую реакцию у жителей Казани. Заявка была серьезная – международный оперный фестиваль, поэтому и внимание к данному событию было пристальное. ИА «Татар-информ» публикует различные мнения деятелей культуры и искусства республики, которые стали свидетелями прошедшего фестиваля, в том числе и комментарий инициатора этого музыкального проекта художественного руководителя ГСО РТ Александра Сладковского.
Ректор Казанской государственной консерватории им.Н.Жиганова Рубин Абдуллин:
Весь учебный год мы готовили постановку оперы «Алтынчэч», так как 2011 год – юбилейный. Эта опера не ставилась, если я не ошибаюсь, последние 20 лет ни одним театром, так что это была долгожданная постановка. Идея поставить оперу в Кремле возникла уже в процессе работы. Конечно, мы рисковали, ведь если бы пошел дождь, то пришлось бы ретироваться в БКЗ. Мы не ожидали, что будет такой интерес к опере, послушать ее пришло более 3 тысяч человек по данным милиции и, насколько я знаю, никто не ушел. Как известно, опера шла на татарском языке, это лишний раз говорит о том, что искусство музыки - это самый совершенный вид общения. Безусловно, постановка на открытом воздухе таит много опасностей. Сказалось несовершенство оборудования, но мы все эти недочеты понимали.
Если говорить в целом о фестивале, то известно, что около 15 тысяч человек пришло 30 августа на фестиваль, который прошел перед Дворцом земледельцев. Для сравнения: чтобы БКЗ обслужить 15 тысяч зрителей нужно 2-3 года работы. Это главный результат. А кто-то там что-то услышал или нет, то это нездоровые пересуды. Другой вопрос, почему мы давно этого не сделали. Я думаю, что родилась замечательная традиция, которую просто надо продолжать, это имеет социальный спрос, кто думал, что на спектакль Казанской консерватории придет 3 тысячи человек, хотя на наших концертах всегда бывают полные залы. Новая казанская опера не то, что на пороге, она стучит с той стороны сцены.
Художественный руководитель Государственного ансамбля песни и танца РТ Айрат Хаметов:
Не ошибается тот, кто не работает. Все ошибки можно исправить и дальше пойти. Мы видим, что Государственный симфонический оркестр Татарстана начал развиваться, двигаться, музыканты дают различные концерты, в том числе и на открытых площадках, участвуют в фестивалях, исполнили «Алтынчэч». Все у них впереди мне кажется еще. Самое главное, что руководитель оркестра хочет работать и это видно.
Директор ТГАТ им.Г.Камала Шамиль Закиров:
Большое спасибо за спектакль. Прекрасный оркестр, хор, солисты, молодые голоса звенели, парили над мечетью Кул Шариф. Многотысячная публика шла на спектакль, испытывая тягу к национальному искусству, подобно тому, как испытывающий жажду приникает к живительному ручью. Я был удивлен тем, что в спектакле приняло участие так много молодежи, особенно впечатлил хор – ведь это наше будущее. Участие в таких мероприятиях прививает любовь к национальной классике. К сожалению, не хватило работы художника в постановке (это – пожелание на будущее), но музыка компенсировала все недостатки.
Народный поэт Татарстана Ренат Харис:
К тому, что в историческом центре Казани состоялась постановка оперы «Алтынчач», я отношусь положительно. Это один из способов эстетического воспитания слушателей. Примечательно, что спектакль прошел под открытым небом – татарская опера «пошла в народ». Выбранная форма общения со зрителем очень хороша. Среди многонациональной публики были представители разных городов. Я слышал разные отзывы, но все сводятся к тому, что такие эксперименты должны присутствовать в нашей жизни. Первый шаг может стать традицией при условии тщательной подготовки. И к слову, интересно было бы поставить рок-оперу Э.Низамова «Алтын Казан» на правом берегу Казанки на фоне Кремля.
Режиссер-постановщик оперной труппы ТАГТОиБ им.М.Джалиля Эдуард Трескин:
Я бы все-таки не назвал это мероприятие оперным фестивалем, так как оперный фестиваль выстраивается иначе, должно было быть хотя бы две оперы. Фестиваль под открытым небом – это всегда очень рискованно, но здесь погода благоприятствовала, грамотно была выстроена сцена, экран, был хороший звук во время концерта, так как на таком пространстве – это непросто. Оркестр звучал слаженно и хорошо. Что касается уровня исполнения сольных номеров, то он оставляет желать лучшего. Любовь Казарновская далеко не в той вокальной форме, как прежде. Артист оперный может петь все – и оперетту, и народные песни, и сарсуэлу, и популярную музыку, но просто необходимо быть в хорошей форме. И здесь уже должны бы задуматься люди, которые занимались кастингом. Казань – это не провинция. Леонардо Граменья в сравнении с сопрано пел гораздо лучше. Хотя он отнюдь не мировая звезда – в нашем театре, скажем, не прошел бы на первые партии.
Что касается оперы «Алтынчэч» под открытым небом в Кремле – это был огромный риск для профессионального коллектива. Оркестр хорошо звучал, но его звучание не сочеталось с подзвученными голосами артистов. Кстати, в «Арена ди Верона» поют без подзвучки, акустика позволяет, да и солисты высокого класса. А тут я слушал студентов и умилялся, как они поют на открытом воздухе, молодцы, но ведь есть такое понятие, как искусство. Это не было явлением искусства. Как эксперимент – да, но когда это проходит под эгидой международного оперного фестиваля, это как-то не вяжется с той заявкой, которая дана в самом названии. Фестивалей может быть очень много, это замечательно. Но мне бы как зрителю хочется, чтобы эти фестивали были высокого уровня. Впрочем, почин есть, дай бог, чтобы все было хорошо в дальнейшем. Я всегда за то, чтобы проделанная работа обсуждалась без неприязни, ревности. Небо большое, места хватит всем, звезд много, но важно, чтобы звезды были звездами, а не просто мелькнувшими метеорами.
Директор музея Назиба Жиганова Лидия Яковлева:
Опера «Алтынчэч» была представлена совершенно достойно студенческим коллективом, творчеством молодых голосов и исполнителей в сопровождении хорошего оркестра. Это чудесный подарок юбиляру Назибу Жиганову. А в недостатках и недочетах копаться можно бесконечно. Это замечательный проект, я знаю, сколько сил это стоило консерватории и Александру Сладковскому. Мне исключительно все понравилось, чудо, как было хорошо.
Художественный руководитель и дирижер ГСО РТ Александр Сладковский:
Фестиваль «Казанская осень» привлек неожиданно большое количество слушателей, был неподдельный интерес к классике. Мы убедились в том, что форма концертов на открытом воздухе беспроигрышна, мы за эти два вечера – 30 августа и 4 сентября – завоевали большое количество потенциальных наших слушателей. Идея была в этом – привлечь и приобщить как можно большее количество людей, в целом эта идея удалась даже лучше, чем я планировал.
Что особо приятно – фестиваль вызвал колоссальный резонанс в общественной мысли, в среде критиков, в среде людей, которые к искусству вообще не имеют никакого отношения. И то, что этот резонанс вызвал диаметрально противоположные отзывы и о самой идее, и о том, как это называется, и о качестве исполнения – это тоже хорошо, что столько людей обратило внимание и стало дискутировать. Мне кажется, что это тоже своего рода прецедент. Потому что ни одно из событий последних 30 лет в музыкальной жизни Казани не вызывало такого жаркого спора и таких горячих дискуссий. Это подтверждает то, что благодаря такому очень мудрому подходу в решении кадровых вопросов в сфере культуры и искусства нашим Правительством и руководителем, мы смогли создать конкурентоспособную среду, потому что только в конкурентоспособной среде возникают дискуссии, а в споре, как известно, рождается истина. Это очень важный итог в перспективе развития искусства, в том числе оперного в республике.
Теперь по поводу частностей. Огромное количество претензий по поводу названия фестиваля. Я отчасти их принимаю. Конечно же, фестиваль, – это долгоиграющее действо, это не два вечера и прочее. Но хочу сказать только одно: название это было не случайно придумано, я следовал старинной мудрости, которая гласит: как корабль назовешь, так он и пойдет.
Качество звука на концерте 30 августа было максимально возможным, я не раз принимал участие в таких мероприятиях и хочу сказать, что звук был близким к тому, что может и каким он должен быть на открытой площадке. Силы, которые мы привлекли, - это люди, которые работают с Гергиевым, и ни один критик, даже самый уважаемый, не сможет убедить меня в том, что были какие-то проблемы.
Другое дело – постановка оперы… Ставя оперу, мы втройне рисковали. Во-первых, Альбину Шагимуратову не отпустили из Москвы. Что еще важно? Как известно, около 20 лет эта опера на татарском языке в Казани не звучала. Я считаю это очень большим пробелом, который было необходимо восполнять, тем более в 100-летний юбилей Назиба Жиганова и 70-летний юбилей этой постановки. Это был первый шаг, который очень ярко прозвучал, который будет иметь последствия. Мы будем записывать эту музыку на звукозаписывающей фирме, причем высокого уровня, и таким образом сможем обратить внимание музыкального истеблишмента на то, что музыка Назиба Жиганова была совершенно недостойно забыта на десятилетия. Так что итоги более чем радостные. Отклик, который мы получили у слушателей, стоит очень дорогого.
Работа над вторым фестивалем идет полным ходом. Вчера буквально мы подписали контракт и ждем 30 августа следующего года величайшего тенора современности Роберто Аланья, который уже дал свое согласие. То, что мы посеяли сейчас, будет иметь продолжение.
Материал подготовила Люция КАМАЛОВА.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»