Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Казанец о земляках в зоне СВО: «Я почувствовал, что татары стоят хорошо, уверенно»
Вице-президент мотоклуба Trespassers МС из Казани Валентин Янков, друзья которого служат добровольцами в зоне спецоперации, уже дважды побывал на Донбассе с гуманитарными миссиями. О своих поездках он рассказал корреспонденту «Татар-информа».
«Все дороги разбиты танками. Мы проезжали по этому бездорожью с провизией»
«Когда мы обсуждали участие в спецоперации, Андрей и Руслан сразу вызвались ехать добровольцами. Это два моих близких друга, можно сказать, брата. Я тоже хотел присоединиться к ним, но не позволили семейные обстоятельства», – рассказал Валентин Янков.
Мужчина пояснил, что его дочь тогда была в положении и он дал зарок родным, что останется дома, но пообещал ребятам, что не бросит их. С тех пор Валентин уже дважды побывал в зоне СВО. Причем впервые он оказался там даже раньше своих приятелей. Это произошло осенью прошлого года, когда добровольцы еще только ждали отправки. В тот раз Валентин выехал на Донбасс с православной миссией от епархии. «Я православный христианин, близок к церкви, и ко мне есть доверие», – обосновал он свою «командировку».
Казанец вспоминает, что к православному конвою, который шел через Симферополь, они присоединились в Волновахе. «Машин с гуманитарной помощью было много. Почти день у нас ушел, чтобы распределить все грузы», – рассказал собеседник «Татар-информа». Он пояснил, что конвой привез теплые вещи, стройматериалы, продукты питания. После того как провели «инвентаризацию», подъехали местные жители. Они показывали миссионерам деревни, куда гуманитарная помощь не доходит, а местные жители очень нуждаются в поддержке.
Валентин рассказал, что это были заброшенные, забытые богом деревеньки: «Сначала они были под украинцами, потом пришли наши. Затем россияне перегруппировались и селение оказалось где-то посередине линии боевого соприкосновения».
По словам байкера, обстановка там была сложной. «Все дороги разбиты танками. Мы проезжали по этому бездорожью с провизией. Везли с собой полиэтилен и гвозди, чтобы местные смогли натянуть его на крыши и окна: все посечено осколками», – уточнил он.
На обратном пути миссионеры попали под бомбежку. «Нас несколько раз выслеживали квадрокоптеры. Местные нам открыто говорили: „Нам ничего не нужно, просто уезжайте. Иначе нас начнут бомбить“. И точно. Противник увидел машину и открыл огонь. Наша “Газель” сильно пострадала», – описал пережитое Янков.
Обратно наши земляки ехали по полю ночью с выключенными фарами и едва не столкнулись с танком. «Едем, и прямо перед нами возникает махина. Разумеется, танк был наш, мы знали, что находимся на подконтрольной территории, и тем не менее», – рассказал он.
По окончании православной миссии Валентин домой вернулся не сразу. Сначала уехал в Донецк, где проводил солдатам медицинский ликбез, поскольку ранее проходил медицинские курсы. «Сейчас у меня укомплектован медицинский чемоданчик, а еще есть рюкзак. Там много аптечек, все необходимые лекарства в наличии. Я уже все знаю по медицинской части. По крайней мере, первую доврачебную помощь оказать смогу», – с гордостью отметил байкер.
«Когда мы шли на передовую, падали на колени и ползли, потому что где-то близко рвались снаряды»
Вторая поездка в феврале этого года, по словам рассказчика, была еще более насыщенной. Многие из тех, кто доставляет нашим бойцам гуманитарку, разгружаются в Луганске или Лисичанске – там относительно спокойно. «В Луганске обстановка превосходная, даже через банкомат рассчитаться можно. В Лисичанске обстановка полувоенная, много военной техники. Татарстанцы часто туда ездят, поскольку это подшефный город», – напомнил Янков.
По словам байкера, во время этой поездки он неоднократно попадал под бомбежки. «Иногда прикрываешь уши и открываешь рот, чтобы не лопнули барабанные перепонки, потому что прилет совсем рядом. Когда мы шли на передовую, падали на колени и ползли, потому что где-то близко рвались снаряды», – поделился он.
Валентин рассказал, что в зоне СВО встречал много татарстанцев, которых раньше видел на танковом полигоне в Казани. По понятным причинам мы опускаем названия тех населенных пунктов, где держат оборону наши земляки. Впрочем, казанец побывал много где, и не только у своих.
«В Кременной и Сватово в Луганской области я пять дней жил с бойцами. А Волноваха, Донецк, Макеевка – это уже Донецкая область. Между ними около 200 километров, приходится ездить прямо вдоль линии боевого соприкосновения», – рассказал собеседник «Татар-информа».
«Парни на два-три дня уходят на „передок“, остальные пока живут в блиндажах или в домах у местных жителей. Там условия более-менее», – описал он быт бойцов.
Во вторую поездку казанцы по пути заскочили в татарстанский батальон «Тимер», чтобы передать посылки с родины. Там и переночевали. Валентин говорит, что земляки его впечатлили: «Серьезные ребята, в них царит боевой дух. Я почувствовал, что татары стоят хорошо, уверенно».
«„Зубы дракона“ на километр уходили в поле»
«Голодных солдат я там не видел, – вспоминает Валентин. – Мы им везем тушенку и другую провизию. А они говорят: „У нас все это есть, отдайте тем, кому нужно“. Лишнего съестного они не берут, потому что еду им подвозят регулярно».
Мужчина рассказал, что многое бойцам передали прихожане. «Одна женщина принесла несколько коробок чак-чака. Я еще сомневался: зачем?! Сам я не очень расположен к сладкому. А в боевых условиях солдатам, по-видимому, хочется себя побаловать. Татарский чак-чак разлетался на ура», – признался он.
Одна из казанских школ, по словам Валентина, собрала несколько коробок принадлежностей: тетрадки, ручки, карандаши, раскраски, глобусы. Оказалось, что это обязательно нужно. Если питание подвозят часто, то с остальным пока большие проблемы.
На блокпостах членов гуманитарных миссий досматривают с пристрастием, просят предъявить документы на груз. «У нас есть письмо от православной церкви – пропускают, но без внимания не оставляют. Однажды я остановился по дороге сфотографировать противотанковые “зубы дракона” – они на километр уходили в поле. В это время мимо проезжала какая-то машина. Я сделал несколько кадров и поехал дальше. А на ближайшем блокпосту мне говорят: “Зачем фоткал? Доставай телефон“. Отвечаю с юмором: “Захотел запечатлеть красивую архитектуру“. Военные в теме, полистали мою фотогалерею и поняли, что перед ним не диверсант, разрешили проехать», – рассказал байкер.
А как-то у их микроавтобуса под тяжестью груза открылась задняя дверца и вывалилась часть гуманитарки. «Мы поняли, что потеряли груз, только когда заехали на заправку. Выезжаем обратно, стоят мужики: они наши мешки собрали и охраняют. Они рядом разбирали здание, разрушенное взрывом. Я предложил взять что-то себе, но они отказались. Ответили, что есть люди, которым помощь нужнее», – поделился воспоминаниями казанец.
Валентин говорит, что на Донбассе быстро привыкаешь к стрельбе и взрывам снарядов. «Пока мы жили в Кременной, там был очаг боев. Утром выходишь – два-три дома дымятся. Или едешь на машине, а кругом взрывы. Впечатления сильнейшие», — откровенно сказал он.
Валентин тепло отзывается о земляках, которые бескорыстно помогают нашим бойцам. «Многим людям хочется сказать спасибо. Материально помогают даже те, кто меня даже ни разу не видел. Переводят кто три тысячи, кто пять. Недавно товарищ 30 тысяч рублей на лекарства прислал», – отметил байкер.
«Высшая элита – штурмовики, им большой поклон прямо до земли»
Побывав на передовой, Валентин понял, что в зоне СВО идет война артиллерии. Большая часть боев проходит с ее применением. «Со штурмовыми бригадами мне пересечься не удалось. Но я видел ребят, которые возвращаются прямо из разведки: уставшие, чумазые. Высшая элита – штурмовики, им большой поклон прямо до земли», – подчеркнул он.
Две недели назад Валентин стал дедушкой, поэтому рвется в зону СВО теперь уже как контрактник. «Слышал, что Минобороны РФ хочет сформировать отдельный медицинский батальон, который будет действовать по принципу спецназа. Подумываю записаться в него», – рассказал он.
Валентин признался, что дома им и гордятся, но и ругают за такую инициативность. «Это все от волнения за близкого человека. Но кто-то же должен помогать людям на фронте. Мы уже пожили на этом свете, и нас сложно чем-то удивить», – подчеркнул он.
К моменту публикации этого материала Янков отправился в зону спецоперации уже в третий раз. И не один. Компанию ему составили еще двое байкеров из их клуба. Они рассчитывают пробыть там минимум три недели. Какое-то время будут работать в госпитале в Рубежном как медбратья.
«Рук там не хватает. Особенно когда начинаются обострения на передовой. Раненый солдат может оказаться весом под сто килограммов. Его нужно быстро подготовить к медицинским процедурам: снять одежду, занести, разбинтовать. А после манипуляций врача поухаживать. Например, поставить капельницу. Я тут уже всему научился. Это хорошая практика», — рассказал собеседник «Татар-информа».
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»