news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Казань увидела «Божественную комедию» Данте в постановке Эймунтаса Някрошюса

Казанская премьера спектакля прошла на сцене Камаловского театра.

(Казань, 26 июня, «Татар-информ», Люция Камалова). «Божественную комедию» Данте Алигьери в постановке Эймунтаса Някрошюса можно назвать одним из самых ярких событий нынешнего театрального сезона в Казани. Как известно, Някрошюс сегодня один из тех редких режиссеров в мире, кто смог перевести на язык театра знаменитую поэму Данте.

Казанская премьера уникального спектакля литовского театра «Мено Фортас» состоялась вчера вечером, 25 июня, на сцене Татарского государственного театра им.Г.Камала. До этого спектакль в России был показан лишь в Москве и Санкт-Петербурге. Някрошус уже во второй раз представляет свои спектакли на сцене Камаловского театра. В прошлом году был показан его «Идиот» по роману Ф.Достоевского в рамках фестиваля «Науруз».

Режиссер, которого заслуженно называют литовским гением, как обычно работает вне привычных стандартов и делает свои спектакли настолько длинными, насколько считает необходимым. «Божественная комедия» длилась больше 4 часов с двумя антрактами, после каждого из которых зрительный зал заметно редел. И дело было не только в длительности спектакля, но и в сложном сценическом тексте режиссера.

Открывается занавес и первое, что бросается в глаза – это огромный темно-серого цвета шар, занимающий четверть сцены, красное кресло и ширма, задрапированная черной тканью. Других цветов, кроме черного и красного, в спектакле почти нет. На краю сцены лежат две раскрытые книги с множеством закладок в виде цветных стикеров. Данте, одетый в красную рубашку и темные брюки, спит на сцене. Выходит его возлюбленная Беатриче, которая садится ему на грудь и изображает птицу, заводя руки за спину. Этот образ птицы – чайки, легкой, капризной девушки, станет центральным для главной героини, которая весь период путешествия с Данте находится рядом с ним, поддерживая в трудную минуту.

Параллельно в глубине сцены, сидя на единственном красном кресле, девушка начинает читать книгу. В этот момент в зале начинается волнение. Зрители, вооруженные наушниками, не понимают, почему не ведется синхронный перевод с литовского языка. Слышатся мужские крики в зале, сообщающие о том, что перевод не ведется. Наконец переводчик-синхронист вздыхает и произносит: «Девушка читает книгу». В зале раздается понимающий смех, становится ясно, что перевод этой части спектакля не предусмотрен.

Интересно, что у Данте Беатриче появляется лишь в финале, в раю, в спектакле же она на сцене с самого начала. Это хрупкая девушка, с собранными волосами, платье и колготках белого цвета и часто со скрипкой в руках. И души умерших людей, оказавшихся в аду, замирают на мгновение, чтобы ее послушать. В спектакле Някрошюса, в отличие от поэмы Данте, в аду присутствует и жена главного героя, которая ругает его за недостаточную заботу о своей семье. Пройдя долгий путь сквозь темноту и неожиданные встречи, Данте встречается со свое возлюбленной, соединяясь с ней в долгожданных объятиях, доказывая, что любовь сильнее ада.

В спектакле масса деталей и образов, которыми запомнился спектакль - это красные знаки аварийной остановки, которые появляются после того, как круги Ада пройдены Данте, а еще современные наушники, неожиданно спускающиеся с колосников в начале Чистилища, в которых грешники слышат знакомые голоса и песни, вводящие их в состояние транса. Производят должное впечатление и птичьи клетки, появляющиеся при приближении к Раю, в которых томятся невидимые души.

Большинство зрителей остались до финала и стоя криками «Браво!» и продолжительными аплодисментами поблагодарили литовских актеров за возможность увидеть знаменитую «Божественную комедию» Данте в интерпретации еще одного великого мастера Эймунтаса Някрошюса. Актеры несколько раз выходили на бис, после чего занавес был опущен. Сегодня театр «Мено Фортас» вновь подарит публике сложный и противоречивый, но, безусловно, гениальный спектакль признанного «литовского гения».

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100