news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Казань, которую можно потерять

Как историк, иногда в своих исследованиях и мыслях уношусь лет так на 100 - 120 назад. Это большой срок для жизни человека, но небольшой отрезок для истории, тем более для нашего города.

Узнал бы наш предок, окажись сегодня в городе, площади, улицы, скверы, дома, церкви, мечети Казани? Думаю, узнал бы, но с большим трудом. На железнодорожном вокзале спросил бы о том, где церковь Тихвинской иконы Божией Матери, в Кремле поразился бы новоделам. Не понял бы утраты уютного уголка Спасо-Преображенского монастыря и его величественного некрополя, задаваясь вопросом, а куда подевалась монументальная четырехъярусная колокольня с 24-тонным колоколом, гордостью Казани? 

Он бы не понял, куда подевался величественный комплекс Казанско-Богородицкого женского монастыря, а об оскверненной церкви Николы Тульского, превращенного в безбожные годы советской власти в табачную фабрику, и говорить-то не стоит.

За эти годы, по подсчетам самобытного историка-краеведа Георгия Фролова, недавно ушедшего из жизни, было уничтожено далеко за сотню храмов, домовых церквей, часовен, мечетей, синагог. Читатель спросит, так это же все происходило в 1920 – 1980 –е годы, а мы-то тут причем? 

А теперь о дне сегодняшнем. Неделю назад одна солидная туристическая фирма попросила меня провести экскурсию по городу московским гостям - специалистам из энергетической компании довольно солидного возраста. 

Недоумения начались почти сразу же, как только мы добрались до бывшей гостиницы «Казань» (дом купца Павла Васильевича Щетинкина, известного своей благотворительностью).

Говорю, что реставрация, годы, мол, берут свое. Хотя, какие годы, какая реставрация? С позиций здравого ума, для чего в такой опасной жилой зоне с высоким уровнем грунтовых вод затевать было строительство подземного магазина? Все и посыпалось. А так, стоял бы при небольшой, в общем-то, поддержке. Сейчас несоразмерные расходы, да и город потерял одно из величественных своих сооружений, своеобразное лицо. 

Гости прошли по улице Рахматуллина (до революции Петропавловский переулок) мимо руин бывшей гостиницы Дворянского собрания, где останавливались Екатерина II, Мария Волконская, Александр Гумбольдт, Александр Пушкин. А ведь здание интереснейшее, как показали последние изыскания, у него и подвал, и первый этаж построены в конце XVII века, подобного в городе сохранилось буквально единицы. Расчистили бы рухлядь внизу, реконструировали, подновили, укрепили – ведь взгляд было бы не оторвать. 

Приподняло наше настроение в ходе экскурсии благолепие зодчих первой половины XVIII века - храм Первоверховных апостолов Петра и Павла, образец вечной непреходящей красоты.

Дошли до Кремля. Конечно, они не обратили внимания, не поняли, что творится на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря и его некрополя. Они же, в отличие от нас, и не представляют его былое величие и многочисленные захоронения. К сожалению, исчезают уникальные могильные камни XVI-XVII веков, найденные здесь в ходе археологических работ. 

Были они и в мечети Кул-Шариф, и в Благовещенском соборе. Понравился, открывающийся с кремлевского холма вид на современные новостройки правого берега Казанки. Перспектива впечатляет.

Неприятно удивили гостей новые здания в историческом центре города, дело рук наших творцов. Эти бы миллиарды да на восстановление Казанско-Богородицкого монастыря, на создание мощного паломнического центра! И республиканским, и городским властям не лишне напомнить, что немало в годовой  бюджет города  до революции приносили крестные ходы, паломничество к этой иконе. Вот вам мощный источник притока капитала, туристов, паломников. 

В преддверии 1000-летия Казани старый город смахнули до того быстро и неожиданно, что мы, краеведы, даже не смогли его как следует и сфотографировать.

Надо понять, что точка возврата пройдена, старые здания не вернешь, а новодел - он и есть новодел. Надо сохранить то, что можно, что уцелело и представляет несомненный исторический интерес. 

Таких домов, как дом Чукашева, чистопольского хлеботорговца (ул. Горького), в Казани единицы. Сейчас в нем находится Союз архитекторов. Можно позавидовать его нынешним хозяевам – внешняя и внутренняя лепнина, высокие потолки, ажурная лестница, анфилада комнат создают деловую и творческую атмосферу. Понятно, его так просто не смахнешь, но чтобы изуродовать место, принизить уровень дореволюционных зодчих, рядом на 4-этажном здании, который и так возвышался над ним, пристроили еще три этажа. 

На пересечении улиц Муштари и Щапова ударными темпами возводится еще один многоэтажный комплекс, до неузнаваемости изуродовавший, еще сохранявшийся доселе уютный микрорайон города. Комплекс, в жестком холоде которого потерялось уникальное по своей внешней лепнине здание  Оконишникова (бывшее до последнего времени за Союзом писателей Республики Татарстан).

Я не завидую архитектору, застройщику, чьи имена будут внесены в своеобразную «нехорошую» книгу нашего города. 

За последние годы Казань также лишилась важной исторической составляющей – мемориальных табличек, досок. Исчезают  доски – гаснет память.  

В июне 2005 года исчезли колокола с гражданской звонницы здания бывшего Александровского Пассажа, что по улице Кремлевской. Это была уникальная выносная звонница с 9 колоколами, отлитыми в Дрездене. Городу ее подарил хозяин дома  Александр Сергеевич Александров в 1882 году, а ее убрали втихаря, незаметно. До революции колокола отбивали гимн империи «Боже, Царя храни», а в послевоенные годы – марш С. Сайдашева. Будучи студентом университета, помню тонкую мелодичность их звонов и то, что часы ходили. Печально, когда часы стоят. Утрачен циферблат и с дома Климова, известнейшего в прошлом казанского часовщика. Подобные звонницы в стране сохранились лишь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Умани. Увы, колокола сегодня находятся в одном из казанских подвалов.

Меня порадовал неподдельный интерес Президента Татарстана Рустама  Минниханова к истории города, что он болеет душой за его порушенную часть, искренне не желает опускать довольно высокую планку города. Активное вмешательство главы республики вселяет надежду на спасение, сохранение того, что еще осталось от Казани XVII – начала XX веков.

Анатолий ЕЛДАШЕВ, историк.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100