Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Камера, мотор! Небесные жены на букву «О»
После успеха фильма «Овсянки», покорившего зрителей во многих странах мира, казанский писатель Денис Осокин вместе с екатеринбургским режиссером Алексеем Федорченко задумали новый проект. Вот-вот начнутся съемки фильма «Небесные жены луговых мари». Картина будет состоять из 23 новелл, часть которых планируется снимать в Татарстане. Перед началом съемок мы встретились со сценаристом Денисом Осокиным, чтобы узнать подробности.
- Денис, как родился замысел нового фильма?
- Сценарий «Небесных жен…» я написал еще в 2004 году, и это должна была быть моя первая работа с Федорченко. Однако по разным причинам проект пришлось заморозить. Теперь, после «Овсянок», мы получили финансирование на новый проект. Сначала появился частный спонсор, который захотел помочь нам снять новое кино, а чуть позже деньги на новую работу выделило и Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Так что с октября прошлого года мы начали готовиться к съемочному процессу. Съездили в Йошкар-Олу, чтобы набрать актеров из марийских театров. На стыке зимы и весны должна состояться первая экспедиция на Урал, где будут сняты первые новеллы.
- О чем будет кино?
- В моей книге «Небесные жены луговых мари», которую читатель сможет купить, скорее всего, только после выхода на экран одноименной картины, - 38 новелл. Правда, для кинематографа мне пришлось сократить их количество до 23. Соответственно, в фильме не будет одной сюжетной линии и главного героя. Зрителей ждет постоянная смена историй, смешных и грустных ситуаций, множество персонажей. Название каждой истории начинается марийским женским именем на букву «О». Например, Орапти, Одарня, Офраси. Эти имена еще можно услышать в деревнях, но крайне редко. Они очень древние, языческие, я выписывал их из специального словаря. Считается, что звук «О» - это своеобразный позывной неба. Поэтому все мои героини носят такие имена. В книге много ярких, смешных, эротических моментов.
Наша задача как авторов фильма - через небольшие бытовые истории, происходящие в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого столетия, передать удивительное мироощущение марийского народа, который до сих пор сохранил множество языческих традиций. При этом картина ни в коем случае не должна стать этнографической энциклопедией. Это будет хорошее игровое кино.
- Поскольку фильм - о жизни марийского народа, видимо, съемки главным образом будут проходить в Марий Эл?
- Не только. Съемочная группа будет работать и в Татарстане, и на юге Кировской области, часть эпизодов будет сниматься в Свердловской области и Пермском крае. Там живут так называемые восточные мари, которые после взятия Казани ушли на Урал, где и осели.
Могу сказать, что если в съемках «Овсянок» я практически не участвовал, то с «Небесными женами» поработаю в качестве не только сценариста, но и консультанта. Постоянно буду находиться на съемочной площадке. Мне хочется, чтобы каждая мелочь, каждая изюминка вошла в картину.
- Когда зрители смогут увидеть фильм?
- Съемочный процесс планируется завершить до конца года, примерно столько же времени уйдет на монтаж и озвучивание картины. Так что ориентировочно «Небесные жены луговых мари» выйдут на экран через два года.
- Если вернуться к нашумевшим «Овсянкам», какова их прокатная история?
- Очень неплохая. В Европе «Овсянки» идут даже с большим успехом, нежели в России. Может быть, потому, что для Запада мы просто сделали больше кинокопий, чем для нашей страны, не знаю. Продюсер говорит, что по посещаемости «Овсянки» на Западе уже обогнали некоторые другие российские киноленты.
- Чем ты можешь объяснить такой успех фильма?
- Интересная история получилась, она никого не оставляет равнодушным. Либо к ней относятся с большой симпатией, либо с огромной антипатией. Несмотря на то что в «Овсянках» много мыслей по поводу нашей страны, у нас получилось высказывание вне какой-то отдельной культуры, а на уровне человеческого вида вообще. Это достоинство фильма, поэтому на него реагируют так остро в самых разных странах.
- Лично ты получил награды за сценарий к этой картине? Ведь на Венецианском фестивале, когда «Овсянки» прогремели впервые, тебя «обошли»?
- В ноябре прошлого года, когда мы проводили кастинг актеров в Марий Эл, пришла новость, что на фестивале в Аргентине «Овсянки» получили сразу две награды: за лучшую режиссуру и лучший сценарий. А в декабре в Москве мне как сценаристу вручили приз Национальной премии кинокритиков и кинопрессы «Белый слон». Эта награда для меня очень ценна.
- В жизни что-то изменилось после признания «Овсянок»?
- Они открыли мне дверь в мир современной культуры. Стало появляться много предложений поучаствовать в различных кинопроектах в качестве сценариста. Но так как творческий процесс у меня протекает довольно медленно, в большинстве случаев приходилось отказывать. Пожалуй, сильнее всего меня радует то, что книжные издательства стали интересоваться моей персоной. Я все-таки считаю себя больше автором художественных произведений, нежели сценаристом.
Олег ПЛАТОНОВ
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»