news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

к100-летию Сары Садыковой//БЫЛБЫЛ САРА//16 ноября, №46

18,51 Kb
(Продолжение. Начало в №45). На пути к познанию мира Сары Садыковой мне встретилась еще одна замечательная женщина, талантливый художник, яркая самобытная личность - поэтесса Гульшат Зайнашева.

Я преклоняюсь перед ней не только за талант поэта, но и за щедрую душу, за уникальные труды о Саре Садыковой и об Альфии Афзаловой. Ее книги “Сара Садыкова”, “Сагыналар сине якын дуслар”, “Калфаклы сандугач” воссоздают живой образ Сары Садыковой, с которой автора связывали многолетняя искренняя дружба и совместные гениальные творения.

В мае 1993 года Гульшат ханум подарила мне две свои книги о Саре Садыковой с дарственной надписью.

Книгу “Сара Садыкова” она надписала:

“Хљрмђтле Лима џђм Зирђк дуслар! Халкыбызныћ, сољекле композиторы Сара апа Садыкованыћ, гњзђл моћнарын, якты образын мэђћге онытмыйк!..” Гљлшат Зђйнашева, 27 май, 1993.

А книгу “Сагыналар сине якын дуслар” подарила со следующей надписью:

“Хљрмђтле Лима џђм Зирђк дуслар! Безнећ мђшџур Сара апабыз турындагы бу истэђлекне укып, сагынып, аны искђ алсагыз, китапныћ тљзњчесе буларак, мин бђхетле булырмын”. Гљлшат Зђйнашева, 27 май, 1993.

В 1994 году я начала в ансамбле подготовку программы, посвященной 50 летию Победы в Великой Отечественной войне. Хотелось отобразить атмосферу тех дней и чувства людей в тревожное время войны. Ведь, вопреки расхожей пословице, в грохоте войны музы не молчали. И оглядываясь на те далекие годы, поражаешься обилию гениальных стихов, песен, талантливых творений, которые уже пережили годы и шагнули в XXI век не утратив свежести чувств и блеска таланта их создателей.

Моим соавтором в подготовке сценария программы был уважаемый драматург Туфан Миннуллин. Я сподвигала его на сотрудничество с ансамблем, но, к сожалению, он подарил ансамблю только две работы. Это - наша совместная работа над программой “Ђрни ђле, ђрни ул яра” и композиция “Ђйтеш”. Умный и талантливый Туфан Миннуллин, как никто другой знает, ценит и умеет преподнести перлы и бриллианты народного творчества. Читая его пьесы, сборники собранных им народных песен, ощущаешь наслаждение и восторг, которые испытывает автор от метких слов выражений, высокой поэзии народных текстов и мелодий.

Выбирая стихи и песни для будущей программы, мы, конечно, были едины в мнении, что это будет Фатих Карим, Сибгат Хаким, Джаудат Файзи, народная музыка и, конечно же, Сара Садыкова. Ее волшебное танго “Кљтђм сине” и созданная совместно с Мустаем Каримом песня “Љченче кљн тоташ кар ява”, строка из которой стала названием программы “Ђрни ђле, ђрни ул яра” (“Нам дороги эти позабыть нельзя”).

Музыка С. Садыковой настолько точно передает время, среду, чувства, что ее можно сравнить лишь с самой жизнью. Это, действительно, плоть и кровь жизни людей, и тех, кто страдал в годы войны и тех, кого боль и раны той войны не отпустили через много лет.

На сцене - картина привала между боями, идет концерт фронтовой бригады артистов. Звучит “Кљтђм сине” на стихи А. Ерикея. Артистка (солистка Ансамбля Гульшат Имамиева) поет о любимом, об ожидании, о его возвращении с фронта, о верности и преданности. Эта песня, рожденная в 1942г. и ставшая первой ласточкой в творчестве Сары Садыковой, наполнена живым чувством самой С. Садыковой и каждого, кто был разлучен войной с любимыми. Песня была настолько популярна в годы войны, что ее в тылу пели и знали все. Она звучала по радио и с пластинок в каждом доме. А на фронте “Кљтђм сине” звучала, как вера в победу, как мечта о долгожданной встрече, о мирной жизни, о любви. А мечта всегда более щедра чем жизнь.

На сцене певице аккомпанирует баян, но вдруг, словно шквал, прорывается водопад звуков оркестра. Ведь это танго, модное танго и ему пристало звучать мощно и торжественно и одновременно нежно и чувственноЏ! И, конечно, вот она милая и любимая, совсем рядом. Лишь подхватить ее и прижать к груди! Усталых бойцов мечта уносит далеко, в родной дом, туда где нет грязных окопов, нет ран и смерти, а есть жизнь, такая какой она должна быть, когда тебе 20 лет, когда ты молод и знаешь что есть любимая, которая тебя ждет. Под звуки волшебной музыки на сцене бойцы танцуют Танго мечты.

Оркестр замолкает, и мечта сменяется реальностью. Снова в сумраке сцены артистка поет под баян, а усталые солдаты аплодируют ей. Эти аплодисменты песне, музыке, которая оживляет мечту, дает силы, зовет к жизни, к победе!

В программе “Ђрни ђле, ђрни ул яра” перед зрителем проходит и боль, и смерть, и ожидание, и похоронка, и клятва, и победа, и дорога домой, и встреча под ликующие раскаты марша Салиха Сайдашева. Но вот все смолкло и только, словно биение сердца, удары метронома...

И снова музыка Сары Садыковой. Песня на стихи М. Карима “Љченче кљн тоташ кар ява” завершала всю программу. Мощное звучание оркестра, на сцене хор - женщины в татарских платьях и мужчины в военных гимнастерках, впереди солист воин, на груди награды (в разное время это были солисты ансамбля Гарифзян Амирзянов, Фарит Мирзануров, Дамир Имамеев). Музыка, созданная маленькой хрупкой женщиной, пронзает сердца болью, поражает величием и глубиной. Последние аккорды хора и оркестра звучат, как обелиск мужеству героев.

Такая вот разноликая и гениальная женщина - композитор Сара Садыкова!

И когда в 1995 году я начала работать с коллективом над программой “Былбыл Сара”, посвященной 90-летию Сары Садыковой, за основу сценария и режиссерского решения взяла именно эту линию: многогранность творчества С. Садыковой, ее собственную многоликость. Средствами музыки, хореографии в программе хотелось показать палитру ярких женских образов таких прекрасных и разных, какой была Сара Садыкова. Помню, что и сами опубликованные фотографии композитора подтолкнули к такому решению. Вот Сара Садыкова - городская красавица-ханум в калфаке и модном татарском наряде. Вот - скромная деревенская девушка в фартуке и платочке. Вот - современная элегантная дама в модной широкополой шляпе. Вот - любящая жена, вот - заботливая мать. Вот - маленькая худенькая женщина у рояля, извлекающая цепкими пальчиками из инструмента волшебные созвучия, которым уготована судьба жить вечно!

Вот такая многоликая Былбыл Сара! А в творчестве это и романсы, и подлинно народного характера песни, это гражданственный пафос, героика и патриотизм, это и любовная лирика и детские песни, это эпические образы многовековой истории и заразительный шарм современных модных ритмов. Все, что создавала эта талантливая женщина, было гениально!

Программа “Былбыл Сара” была в работе, когда ко мне пришли Гульшат Зайнашева и председатель Фонда Сары Садыковой Азгар Хусаинов с предложением возглавить в качестве режиссера и сценариста подготовку юбилейного вечера, посвященного 90-летию С. Садыковой. Это было очень почетной и интересной задачей. Я, конечно, с удовольствием согласилась.

Вот так мы опять встретились с Сарой Садыковой. Конечно, книги Г. Зайнашевой о С. Садыковой, ее тонкое знание жизни и творчества композитора были для меня очень полезны.

Азгар Хусаинов - увлеченный и неугомонный, трудоголик и оптимист. Именно он явился застрельщиком идеи увековечения памяти Сары Садыковой, проведения памятных торжеств, открытия мемориальной доски на доме по улице Баумана, где работала композитор, ежегодных возложений цветов на могилу Сары Садыковой. Именно ему была поручена миссия быть директором телевизионного фильма “Моћ Сара”. Именно он, как председатель фонда Сары Садыковой, пригласил меня быть режиссером и постановщиком праздничного концерта, посвященного 90-летию композитора.

Азгар со своей разбухшей и переполненной телефонной записной книжкой садился у аппарата и соединял несоединяемое, находил ответы на самые неприступные задачи и осуществлял самые невероятные и немыслимые проекты.

Много лет он верен своей идее, беззаветно и преданно служит осуществлению миссии, которую, кстати, вряд ли кто-то еще бы осилил. Вот тот случай, где он может сказать: “Если не я, то кто?”. Надо ли говорить, насколько такие добровольцы всегда актуальны!

Огромную роль в успехе этой программы сыграла и Альфия Айдарская, дочь С. Садыковой, замечательная балерина, горячий пропагандист наследия матери. Ее перу принадлежит еще одна прекрасная книга о творчестве композитора “Память сердца”.

Лима Кустабаева,

профессор

(Продолжение следует)

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100