news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

К 147-летию Шаляпина в музее Казани после реставрации зазвучал рояль оперного гения

На «терапию» старинного инструмента потребовалось около полугода и 843 тысячи рублей.

К 147-летию Шаляпина в музее Казани после реставрации зазвучал рояль оперного гения

(Казань, 13 февраля, «Татар-информ», Оксана Романова). В Казани в музее Горького и Шаляпина после 50 лет молчания вновь зазвучал рояль, принадлежавший всемирно известному певцу. Музыкальный инструмент был отреставрирован к 147-летию со дня рождения оперного гения, которое музейщики и поклонники таланта Шаляпина отмечают сегодня, 13 февраля.

«Лечение» дореволюционного рояля обошлось в 843 тысячи рублей и длилось около полугода. Его проводил искусный мастер по реставрации и настройке музыкальных инструментов, член Ассоциации фортепианных мастеров России и Союза Европейских ассоциаций фортепианных мастеров Europiano Зуфар Зарипов. Помогали ему двое его сыновей.

«Чтобы отреставрировать инструмент, необходимо было полностью его демонтировать, иначе не подберешься везде, где это было необходимо. Рояль вывезли в мастерскую, в местах трещин сделали деревянные вставки, с крышки счистили три-четыре слоя растрескавшейся краски, в том числе напольной, и заново покрыли ее лаком. Заменили суконные прокладки, отреставрировали клавиши», — рассказал ИА «Татар-информ» мастер-настройщик Зуфар Зарипов, который сам умеет играть и на рояле, и на виолончели, и на гармошке, баяне и аккордеоне, поскольку учился в спецшколе при консерватории.

Представший отреставрированным музыкальный инструмент изготовлен был еще во второй половине XIX века в Санкт-Петербурге. Сначала он принадлежал Савве Мамонтову, в труппе Русской частной оперы которого в конце XIX века пел Федор Шаляпин. В 1898 году, после пожара в театре, Мамонтов подарил инструмент Шаляпину. А после революции инструмент перешел в семью крестной матери певца Людмилы Харитоновой. Коллекцию казанского музея рояль, переданный потомками Шаляпина, пополнил 1968 году, и никогда с тех пор никто не извлекал из него звуков.

Как подчеркнул реставратор рояля Зуфар Зарипов, инструмент хоть и был некогда создан для активного использования, но теперь продолжает оставаться экспонатом. Тем не менее сегодня в честь дня рождения Федора Шаляпина, спустя более полувека, он зазвучал под руками пианиста Николая Едукина, аккомпанируя молодому солисту Татарской филармонии Дмитрию Босову. В будущем, по словам заведующей музеем Горького и Шаляпина Марианны Гавриловой, рояль тоже можно будет услышать, но в редких, исключительных случаях, как сегодня.

«Мы поставили рояль на реставрацию, когда уже весь музей был отреставрирован и сам инструмент уже входил в экспозицию. Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов был здесь, осмотрел экспозицию, тогда мы и сказали, что было бы прекрасно, чтобы рояль Шаляпина зазвучал. Рояль без голоса — это была печаль. Он нас поддержал, и нашей благодарности нет предела», — прокомментировала событие в жизни музея помощник Президента РТ Олеся Балтусова.

В честь 147-летия Федора Шаляпина сегодня также были возложены цветы к его памятнику на улице Баумана, прошло богослужение в Богоявленском соборе, где крестили будущую всемирную знаменитость, а также состоялись экскурсии по шаляпинским местам Казани и по экспозиции в музее Горького и Шаляпина. Последнюю, к слову, сегодня пополнили новые экспонаты, переданные музею в дар в 2019 году неродным внуком Шаляпина по линии его второй жены Иваном де Лимуром. Это карта вин из дома Шаляпина (сами напитки были проданы с аукциона в 1963 году), письмо, адресованное мадам де Лимур Стеллой де Лимур (мамой Ивана де Лимура), а также британский еженедельный светский журнал «Скетч».

«Выходил он специально для аристократов. На его страницах печатали моды, события, сплетни… На одной из страниц этого журнала есть фотография: Марина Шаляпина, дочка Федора Ивановича Шаляпина (она была Мисс Европа-1931), стоит у портрета Шаляпина, а портрет выполнен Борисом Федоровичем Шаляпиным, ее братом. Но самое для нас интересное — вот эти, казалось бы, почеркушки на последней обложке этого журнала. Мы знаем, что Шаляпин любил делать зарисовки. Утверждать сейчас, что это выполнено его рукой, мы не можем. Но мы послали в Москву в музей Бахрушина (театральный музей имени Бахрушина — прим. Т-и), чтобы нам установили, если смогут установить, действительно ли это так», — рассказала ИА «Татар-информ» старший научный сотрудник, главный хранитель музея Горького и Шаляпина Флора Мирзина.

С началом февраля, напомним, как сообщало ИА «Татар-информ», в мультимедийном историческом парке «Россия — моя история» стартовало биографическое экспериментальное шоу «Тот самый Шаляпин», а днем ранее в оперном театре Казани — XXXVIII Шаляпинский фестиваль.


Галерея: Презентация рояля Шаляпина после реставрации
news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100