news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

К 100-летию Сары Садыковой// БЫЛБЫЛ САРА//30 ноября, №48

21,36 Kb
(Продолжение. Начало в №№45,46). И, конечно, незабвенная и неповторимая Вафира Гиззатуллина с произведением “Керфегећђ тамармын мин” на стихи Шамиля Маннапова. Исполнение как всегда яркое, искреннее, на полной эмоциональной отдаче. Аккомпанирует замечательное трио в составе: Мунира Хабибуллина - фортепиано, Люция Исмагилова - виолончель, Аделя Ибушева - скрипка.

Следом - проникновенное исполнение Зили Сунгатуллиной “Болыннарда икђњ йљрдек без” тоже в сопровождении инструментального трио.

Опускается суперзанавес. На сцене идет перестановка, а на авансцену выходит Нафиса Василова. Другая песня и другая, неузнаваемая Василова. Это эстрадная песня в ритме современного фокстрота “Ђйтергђ микђн”. Нафиса одета под стать произведению: блестящие серебристые пиджак и шляпа, прямая черная юбка. Я думаю, что именно в таком образе предстала бы и сама многоликая Сара ханум.

И следом снова знакомые звуки. Песню “Беренче мђхђббђт” на стихи Ахмета Рашита поет дуэт: Клара Хайрутдинова и Фердинанд Салахов. Подвижный темп, современная оркестровая аранжировка делают песню сегодняшней, эстрадной, праздничной.

И снова на сцене шквал музыки. Звучит знаменитое танго Сары Садыковой в оркестровке Олега Лундстрема. Это истинное, чувственное и страстное танго с чисто аргентинским темпераментом. На сцене две танцующие пары. Это солисты Государственного ансамбля песни и танца Лейсан Хаметова, Лилия Сорокина, Рамиль Шайдуллин и Дамир Латыпов. Блестящее танго взрывает зал. На сцену вышла дочь С. Садыковой известная балерина Альфия Айдарская и вручила исполнителям цветы. Это запомнится надолго!

Надо сказать, что эту композицию я с ансамблем привезла из Франции, где на международном фестивале в городе Мартиге с нами вместе выступал аргентинский коллектив “Гранд балет Аргентина”. Они показали в своей программе целый каскад танго. Изумительная музыка, страстный темперамент, глубокая чувственность. Все это произвело на зрителей ошеломляющий эффект. Каждое танго имело свой сюжет, свой нерв, свой исполнительский состав, неповторимые взаимоотношения партнеров. Давно мы не видели такого подлинного живого танца любви.

И когда в процессе подготовки программы “Былбыл Сара” я заново услышала танго Сары Садыковой, оно потрясло меня своей мощью, своим блеском. И, конечно же, решила в постановке этого номера использовать оригинальный материал, увиденный и записанный на видео во Франции.

Так же, как и при постановке вальса С. Сайдашева в свое время, где я воспользовалась хореографией “Императорского вальса” И. Штрауса в исполнении балета Венского оперного театра, так и здесь достойным для танго Сары Садыковой был только уровень хореографии аргентинского оригинала, который я и предложила балетмейстеру.

Роскошный “Вальс о вальсе” блестяще исполнила Зиля Сунгатуллина. Череду многогранных образов С.Садыковой продолжило еще одно танго, знаменитое “Кљтђм сине” в исполнении Гульшат Имамеевой и ансамбля песни и танца. (Об этой композиции я писала выше в связи с программой, посвященной 50-летию Победы “Ђрни ђле, ђрни ул яра” (“Нам дороги эти позабыть нельзя”).

Нарастание динамики и эмоциональности завершилось мощной кульминацией - финалом, когда на сцену вышли все участники концерта и вместе с Государственным ансамблем песни и танца исполнили неувядаемое произведение на стихи Хасана Туфана “Казан кичлђре”. Этот номер с хореографией солиста танцевальной группы Ансамбля балетмейстера Тагира Латифуллина стал украшением многих концертных программ.

Гениальная музыка, гениальные строки:

Ак булып, саф булып

истђ калсын

Казанныћ кадерле кичлђре...

Сагынырбыз, дуслар,

бу кичлђрне

Чђчлђргђ чал кергђн чорда да...

Мђћгегђ, гомергђ истђ калсын

Казанныћ кадерле кичлђре.

Все время, пока исполняется песня, зал аплодирует стоя.

Завершился концерт, который передавался прямой трансляцией по всей республике. В оркестре под управлением Рашида Мустафина снова звучит музыка “Казан кичлђре”. Зал не перестает аплодировать. В ложе стоя аплодируют Минтимер Шарипович Шаймиев и его супруга Сакина ханум. Никто не расходится. Зрители еще и еще аплодируют маленькой хрупкой женщине, которая смотрит на нас с портрета на сцене.

Мне выпала большая честь быть сценаристом и режиссером и второго юбилейного концерта, посвященного 95-летию С. Садыковой, который состоялся в театре оперы и балета им. М. Джалиля 17 декабря 2001 года.

Время делает гениальную музыку еще более прекрасной. Перефразируя известное выражение, хочется сказать: “Гениальное видится на расстоянии”!

Проходят годы, и сегодня нам еще нужнее музыка Сары Садыковой, полная живых неувядающих чувств. Мы испытываем жажду по чистому роднику талантливого источника. Да, это то самое “Сусау”, то самое “Ќидегђн чишмђ”, которые увековечила Сара Садыкова в своих произведениях.

Если это талантливо, то талантливо на все времена! Всегда молодое, всегда доброе, оптимистичное и прекрасное наследие Сары Садыковой переживет века!

И огромное счастье быть причастным к вечному, нести в душе радость общения с гениальным творцом, какой навсегда останется в наших сердцах Былбыл Сара!

Лима Кустабаева, профессор

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100