news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

«JAZZ в Кремле» распрощался с усадьбой Сандецкого: волнение Скепнер и семейный квинтет из Гвинеи

На Пушечном дворе Казанского Кремля открылся XI сезон одного из крупнейших джазовых open-air России.

«JAZZ в Кремле» распрощался с усадьбой Сандецкого: волнение Скепнер и семейный квинтет из Гвинеи

(Казань, 27 июля, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). На Пушечном дворе Казанского Кремля сегодня открылся XI сезон одного из крупнейших джазовых фестивалей России – «JAZZ в Кремле» с Ольгой Скепнер. Open-air, в течение последних 10 лет проходивший в усадьбе Сандецкого, этим летом сменил дислокацию и название, но нисколько не изменил своей идее – с 27 июля по 24 августа, каждый четверг, под открытым небом будут звучать разнообразные стили и направления джаза и импровизации.

В этот раз Казань увидит выступления пяти музыкальных бендов: мэтров джазовой музыки и молодых экспериментаторов из Европы и Америки. Чтобы старые поклонники «JAZZ в усадьбе Сандецкого» не поднимали бунт, музыкальный директор и продюсер фестиваля, вокалистка Ольга Скепнер сразу же объяснила переезд фестиваля и его превращение в «JAZZ в Кремле».

Смена площадки, по ее словам, связана с ремонтными работами в республиканском Музее изобразительных искусств, которые вскоре стартуют. Место проведения фестиваля в следующем году организаторы пока что не комментируют, однако, судя по смене его названия, вряд ли можно надеяться, что проект Ольги Скепнер уйдет из Кремля.

«Сезон этого года сложится несколько иначе во всем. В музыкальной структуре не восемь концертов, как раньше, а чуть поменьше. Причина проста – нам нужно было все успеть. Это все-таки некий ребрендинг, переход на новое место, нужно было обжиться, понять, прочувствовать, понять состыковку джазовой атмосферы, моей личной атмосферы с атмосферой Кремля, исторического места», – пояснила Скепнер на пресс-конференции несколькими днями ранее.

Сегодня же, на первом концерте обновленного фестиваля, ни в партере, ни за столиками, ни даже на общей трибуне свободных мест практически не было – пустовало не больше десятка крайних кресел. Продажа билетов на первый концерт закрылась за сутки до старта фестиваля, так что, скорее всего, гости, которые должны были занять пустые места, все же пришли, но предпочли расположиться на газоне с пледами. Дело в довольно странном размещении кресел: часть мест партера находилась фактически сбоку от сцены, сидя на них, люди были лишены хоть какого-то обзора. Ограниченное стенами Пушечного двора пространство – цена, которую все-таки пришлось заплатить организаторам за сцену в Кремле.

В день открытия «JAZZ в Кремле» по традиции собрал сотни меломанов. В прологе гостей ждал сюрприз: вместе с пианистом Андреем Руденко и его бендом выступала и сама Ольга Скепнер, посвятив джем десятилетию, проведенному фестивалем в усадьбе Сандецкого. Многим зрителем начало показалось излишне затянутым, однако, появившись на сцене, Скепнер снискала волну оваций.

Самой долгожданной в этот вечер была франко-гвинейская группа Ba Cissoko. Пять музыкантов, двое из которых виртуозно владеют традиционным африканским инструментом «королевской» арфой kora, открыли для гостей новое, непривычное звучание: синтез электро-рока, фанка, регги и традиционных африканских мелодий. Ba Cissoko пропускали звук арфы через различные фильтры, отдаленно приближаясь к звучанию электрогитары. Добавленные к kora перкуссия и бас как раз и создали удивительное музыкальное звучание. Неслучайно в западной прессе звучание группы называют «встречей Западной Африки с Джими Хендриксом».

«Наша группа основалась в 1999 году в Гвинее, и это семейный бенд, все музыканты – мои кузены, – поделился основатель и фронтмен коллектива, чьим именем он и был назван, Ba Cissoko. – умение играть на национальном инструменте kora передавалось у нас от отца к сыну, все в нашей семье им владеют. В группе мы постарались модернизировать звучание национальных инструментов. Мы выступали на пяти континентах, и здесь очень хотим зажечь людей, показать всем нашу культуру, обещаю, к концу нашего выступления танцевать будут все».

«Это наш первый визит в Россию, и мы очень довольны. В Марокко, выступая на одном из местных фестивалей, мы познакомились с одним из организаторов этого фестиваля и получили приглашение сюда. Марокко можно назвать мировым рынком музыкантов: там встречаются музыканты и организаторы концертов со всего мира. Мы оказались в нужном месте», – рассказал лидер группы.

Казань – третий город в мировом туре Ba Cissoko, музыканты уже побывали в Париже и малазийском Куала-Лумпуре. Сразу же после участия в фестивале Ольги Скепнер группа отправится в Бразилию.

Все участники бенда довольно высоко отозвались об уровне организации фестиваля, по их словам, проблем у них ни с кем, кроме московской пограничной службы, не возникло. Добирались сюда музыканты не без приключений. Досмотр длился очень долго, а потому они опоздали на регистрацию рейса в Казань. Музыкантам пришлось провести ночь в московском аэропорту и вылететь уже сегодня, 27 июля. В Казани группа оказалась только в восемь часов, но это, судя по улыбкам инструменталистов, никак не повлияло на их настроение.

Уже после того как закончилось общение музыкантов с прессой, гитарист Ba Cissoko – Karamoko Bangoura – остановил нескольких журналистов и неожиданно для всех напомнил, что связи России и Гвинеи имеют давнюю историю.

«Я хотел бы сказать, что наша страна до сих пор ведет сотрудничество с Россией, у нас хорошие отношения, и это важно. В Гвинее даже есть небольшое местечко, которое носит название "Маленькая Москва". Гвинея была первой французской колонией, которая добилась независимости в 1958 году, – рассказал музыкант. – Во время референдума, когда был отвергнут план Де Голя, Франция перекрыла все сотрудничество Европы с Гвинеей. Гвинея таким образом начала сотрудничать с коммунистическими государствами: Россия, Китай. Все наши известные врачи учились и получали образование в России».

Музыканты еще не раз повторяли, что очень рады наконец посетить Россию и благодарны устроителям фестиваля за такую возможность.

Организация «JAZZ в Кремле», нужно признать, и правда была на уровне. У входа в зрительский сектор гостей встречали администраторы, готовые помочь с размещением, между столиками то и дело курсировали официанты, а по всей территории Пушечного двора были развешены таблички с навигацией. Во время традиционной для подобных мероприятий 40-минутной задержки, до начала программы, зрители могли наблюдать театральные перформансы от Казанского камерного театра SDVIG. Не слукавили и музыканты Ba Cissoko: уже через полчаса их игры в свободной от столиков и кресел зоне начались танцы. Можно сказать, что волнения Скепнер были напрасными, первый джазовый фестиваль в Казанском Кремле прошел более чем достойно.

Ровно через неделю казанцев ждет второй фестивальный вечер джаза. 3 августа со своей программой выступит участница шоу «Голос» на «Первом канале», российская и грузинская певица Этери Бериашвили. 10 августа пианист и композитор Евгений Борец презентует три блока своей концертной программы: фрагменты из нового альбома «Мотыльки», дуэт с трубачом Константином Гевондяном и полный состав квинтета с Дианой Поленовой.

Американский мэйнстрим-джаз будет представлен 17 августа гостьей из США Шэрон Кларк в сопровождении трио Сергея Васильева. Второе отделение концерта будет отдано формату инструментальной музыки от молодого талантливого пианиста Дмитрия Илугдина и его трио. На заключительном концерте 24 августа зрители услышат итальянского саксофониста Розарио Джулиани и московское трио Алексея Подымкина с программой «Великая музыка кино». Специальной гостьей финального вечера станет вокалистка, музыкальный директор фестиваля Ольга Скепнер.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100