Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Из первых уст. Жизнь на грани аварии
Татарстан занимает одно из первых мест в России по количеству опасных промышленных объектов: в республике их порядка 7500. В 2009 году во время ЧП на таких объектах погибли пять человек. В этом году уже трое: в январе прогремел взрыв на Казанском пороховом заводе (одна жертва), в мае произошла авария на Нижнекамской ГЭС (две)… О причинах производственных аварий, а также о других «технических» проблемах в республике вашему корреспонденту рассказал руководитель Приволжского управления Ростехнадзора Борис ПЕТРОВ.
Техника подводит реже, чем люди
- Борис Германович, каковы результаты расследования аварии на Нижнекамской ГЭС, при которой погибли два человека?
- Там произошел взрыв масловоздушной смеси. Причина - качество металла, используемого при изготовлении компрессоров. Те же недостатки были обнаружены и у другого, неработающего компрессора на ГЭС, поэтому мы приняли меры, чтобы была проведена проверка всей партии этих компрессоров по всей России, потому что они широко используются в отечественной промышленности. Но в результате к ответственности никого не привлекли, производителю выдали предписание об усилении контроля за качеством продукции.
- И все же случаев, когда в аварии виновата техника, меньшинство. Как правило, главная причина - человеческий фактор.
- В большинстве случаев - да. Увы, человеческая натура такова, что каждый думает: это случится с другим, но не со мной. Вот пример: в апреле в Бугульме электромонтеры проводили демонтаж четырех опор электроустановки ОАО «Сетевая компания «Бугульминские электрические сети» и при этом сознательно не соблюдали технику безопасности. Демонтаж трех опор прошел нормально, а при работе с четвертой погиб человек. Аварии на Казанском пороховом заводе тоже связаны именно с человеческим фактором.
Готовься к зиме летом
- В такую жару никто не думает о том, как будут отапливаться наши дома и квартиры с наступлением холодов. Однако специалисты вашего управления, следуя поговорке «готовь сани летом», уже сейчас обеспокоены подготовкой к отопительному сезону. С какими трудностями может столкнуться республика, когда придет пора включать отопление?
- В Татарстане сейчас активно устанавливают двухконтурные котлы по программе перевода многоквартирных домов на автономное теплоснабжение. Знаю по себе, это намного экономичнее централизованного отопления. Но здесь возникает проблема надежности системы электроснабжения, ведь котлы работают от электричества. А старые дома не рассчитаны на такие нагрузки. Сейчас люди используют в квартирах массу электроприборов, что не было предусмотрено проектом. Например, на квартиру предусматривалось потребление в полтора киловатта электроэнергии, а один только электрочайник забирает почти киловатт. Проводка может не выдержать таких нагрузок, и люди останутся не только без электричества, но и без тепла.
- Как можно решить эту проблему?
- Нужно проводить масштабную реконструкцию систем электроснабжения жилых домов. А что касается социальных объектов, в первую очередь здравоохранения, нужны альтернативные источники электроэнергии. Но только не передвижные генераторы, которые сейчас пытаются рассматривать как резервные источники. Они хороши лишь на короткий срок в случае аварии.
Пруды доведут до беды?
- Известно, что многие мелиоративные сельхозпруды в республике сегодня не только не используются по назначению, но и находятся в аварийном состоянии. Между тем, учитывая нынешнюю засуху, они могли бы стать большим подспорьем для сельчан. Недавно в Кабмине РТ прошло совещание по этому вопросу. Какое решение принято?
- Наша задача сейчас - из шестисот с лишним прудов отобрать те, которые требуют первоочередного внимания и в случае непринятия мер могут представлять реальную угрозу. Это порядка 70 прудов, расположенных выше населенных пунктов. Ведь в случае прорыва плотины во время паводка в зоне затопления могут оказаться целые деревни. Для этих прудов разработают декларации безопасности, определят объем ремонтных работ. - Что будет с остальными прудами? - Это будет ясно по результатам обследования. Есть такое мнение, что, раз нет денег на содержание, давайте эти пруды спустим. Но я считаю, что это несерьезный подход к делу. Все пруды используются местным населением для отдыха, водопоя животных, полива. Кроме того, они необходимы в противопожарных целях, что сегодня особенно актуально. Нужно только сделать подъездные пути, а это, кстати, не требует больших затрат. Сейчас ситуация такова: формально пруды не бесхозны, они переданы на баланс муниципалитетов. Однако за конкретными собственниками не закреплены. В результате никто за ними не следит: у муниципальных образований нет на это средств. Между тем пруды должны иметь эксплуатационный персонал, который будет весной контролировать их наполнение, а осенью - сброс воды, чтобы весной пруды вновь могли принять талые воды. Поэтому у каждого пруда должен быть хозяин, который будет его использовать, скажем, для рыборазведения. Нужно объявить аукцион, заключить договора и определить меру ответственности собственника за состояние пруда. Но если пруд отдадут частнику, это не значит, что местные жители не смогут там отдыхать.
Беседовала Евгения ЧЕРНОУСОВА
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»