news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Искандер Гилязов: «Государство способствовало разложению татарского феодального класса»

Историк рассказал о том, как татарские дворяне к концу XVII века остались без земли, сохранив свои титулы.

Искандер Гилязов: «Государство способствовало разложению татарского феодального класса»

(Казань, 7 июля, «Татар-информ», Рустам Кильсинбаев). Политика Российской империи была направлена на разложение татарского феодального класса. Об этом в интервью ИА «Татар-информ» рассказал известный историк, директор Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ Искандер Гилязов.

По словам специалиста, татарские служилые люди получали за службу земли, но не могли использовать на ней труд крепостных крестьян. «Дело в том, что эти люди, татары-мусульмане на русской службе, являлись землевладельцами временными или землевладельцами, которые получали пожалование на время службы, поэтому и назывались служилыми татарами. Они не были полными хозяевами земли: они в принципе не имели права эту землю продавать, менять, делить, распоряжаться полностью, но могли ею пользоваться. Опять-таки вся пикантность ситуации заключается в том, что земля то у них была, а обрабатывать ее было некому, поскольку у татар не было такого явления, как крепостное право. Ясачных татар, так сказать, низшую часть татарского общества, крестьян, они привлекать к службе не могли, вернее, к этой земледельческой работе на своих землях не могли. Получается так – земля есть, а обрабатывать некому», – пояснил историк.

Служилые татары в такой ситуации искали возможности извлечения пользы от полученных земель. Постепенно они начали их продавать, хотя на такие действия был наложен официальный запрет государства.

«Они начинают эту землю продавать, делить, каким-то образом обменивать, распоряжаться как собственники, – заметил Гилязов. – И получается вот такое противоречие: государство по идее должно этому процессу поставить преграду, не разрешать, поскольку это не положено по закону, но государство закрывает глаза по одной простой причине – потому что постепенно служба государству этих людей становится неактуальна. Российское государство укрепляется, растет его мощь, укрепляется абсолютная монархия, границы отодвигаются, и надобность в татарах на военной, дипломатической и административной службе становится уже, скажем так, минимальной. А поскольку они все-таки татары и мусульмане, государство к ним относится с определенной долей недоверия и подозрения. Понимая, что эти незаконные операции с землей будут этот класс ослаблять экономически, государство не запрещает этого. Этот процесс идет сам по себе, спонтанно. И в конце концов происходит естественный результат – татары-землевладельцы к концу XVII века относятся к группам "служилые татары", "феодалы", "землевладельцы", "мурзы", "князья" только формально, у них за этим нет ничего. И поэтому в татарском языке возникает такое выражение, как "чабаталы морзалар" («лапотные князья» – прим. Т-и). То есть, он якобы мурза, он служилый, он князь, он крупный представитель феодального класса, а за душой-то нет ничего».

Полный текст интервью читайте на портале «События недели».

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100