news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Ирина КУЛИКОВА:

«Гитара – часть меня»

«Гитара – часть меня»

Уроженка Челябинска, гитаристка Ирина Куликова дала сольный концерт в большом зале культурного центра МВД РТ. «Принцесса классической гитары» выступила в Казани в рамках турне по городам России, в график которого вошли Челябинск, Казань, Самара, Тольятти и Москва.

Ирина Куликова не выступала с концертами в России уже много лет – сейчас гитаристка живет и работает в Нидерландах. Казань не случайно была выбрана одним из городов гастрольного тура Ирины Куликовой. По словам мамы гитаристки, бабушка Ирины родом из Балтасинского района Татарстана, а дедушка – из Нижнекамска.

Ирина Куликова закончила Российскую академию музыки имени Гнесиных и Университет Моцартеум в Зальцбурге. Она училась у известных педагогов, таких как Марко Тамайо (гитара), Карло Маркионе (гитара), Симоне Фонтанелли (современная музыка), Говард Пенни (музыка барокко) и Ганс Брюдерль (барочная лютня). Ирина Куликова - победительница международных конкурсов в Италии, Испании, Австрии, Германии. Она выступала как солистка, играла в различных ансамблях и с оркестром на музыкальных фестивалях более чем 20 странах мира. Одними из последних ее выступлений были концерты в зале замка Мирабель, Зальцбург (Австрия), на международных фестивалях во многих городах Италии, на Наксосе (Греция), в Бад-Берлебурге для принцессы Бенедикт и ее гостей, в Майами (США) и в знаменитом соборе Кориа, Испания.

Ирина, просто не могу вас не спросить. Ваш инструмент со сцены звучит как рояль…

И.К.: Это гитара австралийского мастера Саймона Марти, которую я заказала по Интернету. Кстати, к этому инструменту я привыкала почти полтора года.

Сейчас работы этого мастера пользуются большой популярностью. И если музыкант хочет заказать у него гитару, то нередко приходится ждать больше года. С нового года инструменты Саймона Марти будут стоить 10-15 тысяч евро.

Многие музыканты относятся к своему инструменту как к живому существу. У вас какое отношение к своей гитаре?

И.К.: Я имени своему инструменту не даю. Когда жила в России, у меня были всякие Маши, Даши (смеется). Раньше у меня были более женственные инструменты, и мне казалось, что гитара – это моя подруга. Теперь у меня мужской инструмент, и сейчас мне кажется, что гитара – это мой ребенок, мое дите, часть меня. Бывает, когда я в плохом настроении, гитара это чувствует и не хочет выдавать то, что надо. А бывает и наоборот – плохое настроение, а играть очень легко.

Много лет назад вы выиграли в Казани международный конкурс исполнителей на народных инструментах имени С.Сайдашева. За годы, прошедшие со времени победы, столица Татарстана сильно изменилась?

И.К.: Когда я побеждала на конкурсе, мне было лет 16-17 (сейчас гитаристке 27 – прим. Т-И).

До концерта мы с мамой ходили погулять по улице Баумана, зашли в Кремль. От Казани осталось очень умиротворенное ощущение – красивый город, ничего лишнего. Мне Казань понравилась, особенно после Челябинска, который разваливается по архитектуре. Здесь, конечно, тоже сносят очень красивые здания, но общая атмосфера дружелюбная, красивая.

Вы одержали огромное количество побед на международных конкурсах. У вас есть свой секрет, специальный настрой перед выходом на сцену?

И.К.: Очень важно верить в себя и много заниматься, причем главное – не сколько, а как. Можно позаниматься и 30 минут, но сделать столько, сколько другой не сделает и за 5 часов. Но своим ученикам я рекомендую заниматься каждый день по 4 часа.

Обязательно нужно верить в себя, верить в свои силы и видеть конечный результат своей мечты. Если человек хочет поступить в консерваторию, то он должен представлять, что уже поступил туда и естественно, прилагать определенные усилия для достижения цели.

Я абсолютно убеждена, что вера в себя и представление конечного результата имеют огромный успех.

На концертах такой настрой тоже помогает собраться?

И.К.: Конечно. Если я представляю, что сейчас забуду ноты, обязательно возникает какая-то кикса. А когда ты говоришь себе, что концерт пройдет хорошо, и вся находишься в музыке, то все и проходит хорошо. Нужен контроль над своими собственными мыслями. Такой контроль нужен не только на сцене, но и в жизни – можно сказать какую-то глупость, а можно этого не делать. Так же и на сцене – бывает, лезет в голову мысль, что сейчас все сорвется, пассаж не получится. Только ты так подумаешь, пассаж обязательно не получится. А потом думаешь: «Зачем я это сказал?». Если ты даже не совсем уверен в пассаже, но говоришь себе: «Я все знаю – поднимаюсь до этой ноты, потом спускаюсь к другой ноте…». И пока музыкант занят эти нотами, пассаж уже хорошо отыгран.

А как вы попали в Голландию?

И.К.: Я жила, училась и работала в Австрии. Однажды я приехала выступать в Голландию по приглашению пожилой пары после встречи на фестивале в Германии, где Арнольд и Барбара были просто слушателями. Мы стали переписывать, общаться. И они пригласили меня сыграть концерт в Голландии в церкви, которую сами же и организовали. На концерт они пригласили своих родственников, в том числе и сына Арнольда. Получилось так, что на этом концерте я встретила свою судьбу. Правда, потом нам понадобилось еще два года, чтобы понять, где жить и что мы действительно хотим быть вместе. Мне пришлось принять сложное решение, которому я сейчас безумно рада, и переехать в Голландию. В профессиональном плане в Голландии меня полюбили практически сразу, я чувствую, что это моя вторая родина.

Восприятие музыки западной и российской публикой, на ваш взгляд, отличается?

И.К.: Очень сильно. Мне кажется, здесь публика более сдержанная, не показывает свои эмоции, нет улыбок на лице. Так что реакция публики в России более спокойная – по крайней мере, внешняя. Хотя мне пока достаточно сложно сказать – я не играла в России уже больше 10 лет. Мне будет интересно сделать свой вывод после небольшого турне.

Самое приятное – после концертов ко мне всегда подбегают поклонники, говорят теплые слова. Я вижу, что людям понравился концерт – это очень радостно. Для меня всегда последние аплодисменты – как салют. Если концерт понравился, то последние аплодисменты бывают очень энергичными, хотя на протяжении всего выступления они более степенные.

Выбор произведений для концертных программ отличается в России и за рубежом?

И.К.: Музыка, конечно, интернациональна. Но программы, которые я играю за рубежом, отличаются от тех, что исполняются в России. Я думаю, эту разницу нужно уменьшать, и на этот раз я приехала с программой, необычной для русского слушателя (на концерте в Казани Ирина исполнила произведения М.Понсе, Ф.Морено-Торобо, А.Тансмана, Д.Агуадо, Л.Леньяни, Л.Брауэра – Т-И). Естественно, нужно было продумать, как закончить первое и второе отделения концерта, чтобы они были не в тягость, а в радость слушателям.

Я слышала, что вы планируете организовать свой фестиваль…

И.К.: У нас есть кое-какие спонсоры – банк, культурный центр, хотя этого пока не достаточно. Я хочу организовать фестиваль камерной музыки в Голландии, на котором будет представлена флейта, арфа, скрипка, альт, виолончель и, конечно же, гитара. На фестивале гитара может предстать в разных жанрах – как сольно (барокко, русская, фламенко), так и в ансамбле с разными инструментами.

Сейчас идет работа по записи нового диска?

И.К.: У меня есть планы по записи двух новых дисков. Один из них – по предложению с одного выигранного мной конкурса. А по второму проекту мы хотим записать диск русско-голландской музыки с трио (флейта, альт, гитара). Скорее всего, диск выйдет в сентябре следующего года.

Планируете ли в ближайшее время еще один российский тур?

И.К.: Есть разные предложения. Может быть, приеду в Россию с концертами в 2011 году. Есть очень много интересных программ, которые бы хотелось поиграть.

Подготовила Кристина ИВАНОВА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100