news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

INTERNATIONAL HERALD TRIBUNE, Франция

Татарстан: мирное сосуществование трех религий

Татарстан: мирное сосуществование трех религий

На Земле сейчас очень мало мест, где религии существуют рядом без тайной злобы. Но Республика Татарстан смогла превратить религиозную терпимость в свой постсоветский символ – сейчас это место, где мусульмане, православные христиане и католики перемешиваются и уважают традиции друг друга.

Для внешнего мира, последним доказательством многостороннего религиозного проявления Татарстана стало неожиданное появление президента республики, мусульманина, и руководителя отделения Православной церкви в Татарстане на конференции в Джидде.

За несколько недель до этого в Казани состоялось важное событие – освещение католического храма – которое также служит примером особой гармонии в республике.

«Татарстан уже стал примером – и не только в Российской Федерации – терпимости и дружбы между различными религиями и культурами», – сказал кардинал Анджело Содано, Декан Коллегии Кардиналов, на освещении католического храма в Казани, сообщает International Herald Tribune с ссылкой на ИА «Татар-информ».

В Джидде Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, чьи сепаратистские настроения в 1990-х годах вылились в особый автономный статус республики в составе Российской Федерации, зачитал приветствие от Президента России Дмитрия Медведева, в котором особо подчеркивается, что Россия и впредь намерена строго придерживаться выбранного курса активного взаимодействия с исламским миром.

Его преподобие Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Российской Православной Церкви, говорил о глубоких связях России и исламом. «Россия неразрывно связана с исламском миром, поскольку несколько миллионов мусульман проживают здесь, а исламский мир неотделим от России и Православной Церкви, чьи последователи живут во многих мусульманских странах», – цитирует International Herald Tribune с ссылкой на Интерфакс.

Ничто из этого уже не удивляет жителей Казани, тысячелетнего города, расположенного в сердце России, где можно увидеть примерно одинаковое количество мусульманских минаретов и луковичные купола православных храмов.

Огромная мечеть Кул Шариф, которая своим символизмом и блеском напоминает мусульманскую версию огромного восстановленного Храма Христа Спасителя в Москве, была построена на территории белостенного Кремля, внесенного в список культурного наследия ЮНЕСКО, в честь тысячелетия Казани. Мечеть расположена рядом с православным Благовещенским Собором 16 века и построена на месте другой мечети, разрушенной в 1552 году при взятии Казани Иваном Грозным.

И хотя это историческое событие, произошедшее около 500 лет назад, все еще сидит в подсознании многих людей, отношения между русскими и татарами не становятся менее спокойными от этого. Согласно последней переписи населения в России, этнические татары составляют только чуть больше половины населения Татарстана. Перепись не учитывала религиозный аспект, однако по различным оценкам, число мусульман в России составляет от 14 до 23 млн. человек при населении страны 140 млн.

Преподобный Сергей Титов из Казанской епархии Православной Церкви отмечает, что мусульманские и православные представители присутствуют на всех официальных события, и все официальные здания получают благословение от представителей обеих религий. Он добавил, что местный епископ Анастасий смог построить хорошие отношения и с мусульманами, и с католиками, и со светской властью.

Постсоветская эра укрепила возрождение татарской нации, однако, не вылилась в религиозный фундаментализм. Молодые женщины в миниюбках и облегающих джинсах перемешиваются на улицах Казани с женщинами в платках, и намного превосходят последних по количеству.

Москва, в свою очередь, использовала Татарстан как пример российского ислама, считает Алексей Малашенко, российский эксперт по исламу Московского центра Карнеги.

Мирное сосуществование религий не ограничивается средой чиновников. Ранее в этом году зарубежные туристы отправились в Раифский Богородицкий мужской монастырь, духовный центр, расположенный недалеко от Казани. Обычная татарская женщина, мусульманка, с радостью указала им путь. Женщина, которая назвалась Роза, также рассказала, уже в советские времена она предпочитала православные святыни советским. Посетив Москву в те времена, она не пошла в мавзолей Ленина для того, чтобы увидеть Успенский собор.

Преподобный Диогенис, аргентинец, работающий в католическом сообществе Казани с 1995 года, сказал: «У нас нет никаких проблем с православными в Казани. Я знаю, как обстоят дела в других городах и епархиях. Там представители разных религий до сих пор не могут построить никаких отношений». Он также добавил, что в Казани даже существует совместный летний лагерь для детей из православных и католических семей.

В то же время кажется, что мирные отношения между православными и мусульманами стали частью политики Кремля по налаживанию отношений с исламским миром. 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100