news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Илья РУТБЕРГ:

«Икариада» – центральная лаборатория поиска новых форм»

«Икариада» – центральная лаборатория поиска новых форм»

Международный фестиваль студенческого театра малых форм памяти Аркадия Райкина «Икариада-2007», который проходит в Казани с 10 по 15 декабря, традиционно принял немало именитых гостей. Среди них - постоянный член жюри, заслуженный деятель искусств России Илья Рутберг. В беседе с корреспондентом агентства «Татар-информ» актер театра и кино поведал о своем видении современных тенденций в сценическом искусстве.

Илья Григорьевич, помимо всего прочего, вы заведуете единственной в мире кафедрой пантомимы и пластической культуры Академии переподготовки работников искусства. В чем ее уникальность?
И.Р.:
Пантомиме учат во многих местах. А вот режиссеров пантомимы – только на моей кафедре. Это сумасшедшим образом востребовано, потому что театры ищут новые формы, в том числе, драматические театры. У меня уйма драматических режиссеров прошла обучение. Недавно полное обучение прошел целиком балетный театр из Тюмени. Они ищут новый язык в синтезе с пантомимой – это очень современная тенденция. У меня прошли обучение и клоуны, и художники, и все те, кто хочет стать режиссерами какой-то формы «движенческого» театра.

Получается, мы движемся к смешению форм?
И.Р.:
Искусство к этому движется всегда, но сейчас эти процессы особенно востребованы. Потому что жизнь – это сумасшедшая мешанина форм. Зритель приходит в театр узнать про себя, про окружающую жизнь. Если театр не будет не только по содержанию, но и по форме отвечать этой мешанине, зритель ничего не увидит про себя.

Эти тенденции нашли отражение в «Икариаде» и в целом, на уровне стэмовского движения?
И.Р.:
СТЭМ в старом понимании отживает. СТЭМ откликается на жизнь, ищет новые формы. Из СТЭМа-«посмехучки» превращается в СТЭМ-философию. Это признак зрелости. Я много езжу по фестивалям. Так вот, «Икариада» – центральная лаборатория этого поиска. Это очень серьезное дело, которым богата Казань. Руководство только сейчас начало это понимать: на этом фестивале впервые есть поддержка и кураторство Минмолодежи, Минкульта, Минобразования Татарстана.

То есть студенческая самодеятельность и профессиональное театральное искусство движутся в одном направлении…
И.Р.:
Что в СТЭМе, что в профессиональном театре есть обе тенденции. Далеко не все театры в Москве зовут зрителя к размышлению. Есть театры, которые только развлекают, они имеют коммерческую задачу. Этот фестиваль имеет человеческую задачу - понять молодежь, что-то ей дать и ее послушать.

На этой «Икариаде» - великолепный зал по своей реакции. Это молодые ребята – сегодня они пришли сюда, завтра пойдут на дискотеку. Но сегодня они все-таки пришли. Знаете, эксперимент – штука тонкая, он не всегда бывает понят. Так и на «Икариаде» – что-то понято, что-то нет. Но эти самые ребята встречают любой эксперимент овацией только за то, что это эксперимент. Это аудитория, которая здесь нашла отклик каким-то своим очень хорошим молодежным качествам. Каждый молодой человек задумывается: что я буду делать завтра? кем я буду завтра? Они пришли сюда с жаждой задуматься и получают здесь для этого материал. Далеко не на всех фестивалях идет отбор по этому признаку… Здесь навалом смешного, но здесь не боятся серьезного и трагического. Это вершины искусства – Чаплин и Райкин как идеалы. Фестиваль не случайно носит имя Райкина. Я очень рад, что стал причастен к этому очень серьезному и в самом чистом понимании этого слова благородному мероприятию.

Говорят, многое из того, что происходит сегодня, можно понять и оценить лишь спустя много времени. Можно ли сейчас сказать, что происходит с художественным творчеством – и театром, и самодеятельностью?
И.Р.:
Тот театр, который хочет быть властелином дум, находится в поиске понимания того, что сейчас происходит. В том, что происходит, есть много стихийного, а значит – некая самоорганизация той или иной формы жизни. Мы достаточно мало про это понимаем, а молодежь тем более мало понимает. Молодежь получила доступ к компьютеру, к бесцензурному искусству, к определенной свободе поведения, определенной морали и аморальности. Они кидаются все испытать – это естественное, нормальное свойство молодежи. Начинают разбираться – что из этого ценно? Что из этого поможет стать мне человеком? И что нужно, чтобы стать человеком? Жадность к деньгам? Некоторые могут решить так. Деньги решают не все – начинают понимать другие.

Этими вопросами задается и «Икариада». Серьезные вещи, ради которых и организаторы, и творцы, не щадя живота, занимаются этим делом. Серьезное дело происходит у вас в Казани – его нужно ценить, ему нужно помогать. И здесь от денег никуда не деться – денег стоит даже та комната, где мы сейчас сидим. Но это дело производит то, чему нет никакой цены. А те, другие фестивали – их много – не задаются этими вопросами, и на них тоже тратятся деньги. На что они работают? «Не надо задумываться»…

То есть вы не признаете такой цели, как развлечение?
И.Р.:
Развлечение – великая вещь! Чаплин нас очень развлекает. Но вдруг - раз! – и душа распахивается. И слезы. Это дорогого стоит. И Аркадий Райкин так же, да и все лучшее в искусстве - так же! «Икариада» - серьезное дело, требующее помощи, и прежде всего – уважения и доверия к участникам, потому что эти люди многое вернее понимают, чем иные руководители…

Беседовала Лилия АХМАДЕЕВА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100