Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
^Ильдар ИГУМНОВ: «Мы хотим создать свой татарстанский цирк, но пока это сокровище никому не нужно»
31 мая и 1 июня в Казанском государственном цирке состоялись праздничные представления, посвященные 10-летию Детской цирковой школы РТ. В честь этого события, а также в рамках Международного дня защиты детей в агентстве «Татар-информ» прошла пресс-конференция с участием художественного руководителя Детской цирковой школы РТ Ильдара Игумнова и его воспитанников. Гостями агентства стали уже прославившиеся артисты, среди них эквилибрист, лауреат Международного конкурса "Браво, брависсимо!" в Италии Вячеслав Чабаненко, знаменитый жонглер на катушках - лауреат I Международного молодежного конкурса в Москве Альфред Камалов и воздушная гимнастка, лауреат международного конкурса «Цветы планеты», лауреат I Дельфийских игр в Москве Юлия Давыдова. Вел беседу генеральный директор агентства Леонид Толчинский.
Детской цирковой школе Татарстана - 10 лет, расскажите, пожалуйста, об истории создания.
И.И.: Школа уникальная, единственная в России. Дело в том, что в России более 250 цирковых студий – это что-то вроде кружка во Дворце культуры. А мы преподаем по системе циркового училища. Наши ученики обучаются по всем предметам циркового искусства – эквилибристика, акробатика, хореография, актерское мастерство и другие. Десять лет назад дали объявление о наборе в цирковую школу Татарстана. В первый набор пришло поступать около 500 человек, а нам нужно было набрать сто. Курс обучения у нас семь лет. В результате, три года назад у нас состоялся первый выпуск - 13 человек из ста, так как артист цирка – это штучный товар. Это очень трудный вид искусства. Конечно, мы и не мечтали, что через 10 лет наша цирковая школа достигнет таких высот. Думали, может быть, для родителей дадим раз в год концерт. Но так как у меня большой опыт в искусстве, я балетмейстер, у меня свой ансамбль был, я не мог работать без творчества. Через четыре года мы заявили о себе на I Всероссийском конкурсе в Екатеринбурге среди детей. Нас никто не знал, так как все цирковые студии работают уже по 35 лет. Мы показали на Урале пять номеров и все исполнители стали лауреатами. Мы заняли первое место, произвели полный фурор. С тех пор заговорили о нашей школе. Сразу после этого конкурса поступили предложения принять участие не только в российских, но и зарубежных конкурсах. Наша воздушная гимнастка на трапеции была приглашена на международный конкурс профессиональных артистов в Италии «Сита Ди Латина» в 2001 году. Мы думали, что это детский конкурс, а там выступали профессиональные артисты и неожиданно мы завоевали там серебряную медаль. Дальше было много всероссийских и международных конкурсов, где наши выпускники одерживали победу.
Многие из ваших выпускников стали профессиональными артистами и где они сейчас работают?
И.И.: У нас за эти годы 17 человек стали профессиональными артистами цирка, восемь из ни работают в государственной компании «Росгосцирк», остальные - в Большом московском цирке и в цирке М.Ю.Никулина. Нередко, будучи на гастролях, профессиональные артисты цирка у нас забирают учеников, так как они умеют все. Для любого циркового режиссера – это настоящий клад. Так как наши ученики умеют все – жонглировать, танцевать, плюс специализируются на каком-то жанре. Некоторые ученики, поработав в компании «Росгосцирк» и узнав, что в Казани планируется создать свой национальный цирк, вернулись обратно и ждут этого решения. С большой надеждой мы смотрим на высоких гостей, которые придут на наш концерт в честь 10-летия школы.
Расскажите подробнее о ваших учениках, ведь многие из них, как вы уже отметили, являются победителями многих престижных конкурсов?
И.И.: Вот рядом со мной сидит Вячеслав Чабаненко – эквилибрист, лауреат одного из самых престижных европейских телевизионных конкурсов «Браво, брависсимо!» в Италии. Первый приз был 10 тысяч долларов. Оценивали мастерство артистов не члены жюри, а сами зрители. Наш Вячеслав был первым кандидатом на первое место. Он занял второе место, но итальянцы позже прислали письмо, что Вячеслав Чабаненко был лучшим и достойно выступил в финале. Юлия Давыдова – воздушная гимнастка. Она тоже закончила в школу, пока является артисткой неутвержденного пока молодежного цирка Татарстана. Она является лауреатом международного конкурса «Цветы планеты», а также лауреатом I Дельфийских игр в Москве. Сегодня она покажет три номера, она тоже, как и все, ждет этого часа, когда же будет создана наша собственная труппа и никуда не уезжает. Есть у нас уникальный артист Альфред Камалов - жонглер на катушках. Он лауреат многих всероссийских конкурсов и гастролировал вместе с Московским цирком Ю.Никулина. Дело в том, что Альфред Камалов единственный в мире выполняет один трюк, он встает на пять катушек без посторонней помощи и еще при этом жонглирует.
А много поступает приглашений вашим ученикам из других цирков?
И.И.: Часто бывает, что приезжают директора цирков и помимо меня пытаются переманить артистов. Вначале было приятно, что наши ученики востребованы. Лет пять назад Большой московский цирк забрал у нас мальчика, которому было всего 12 лет. Мы были очень рады, даже гордились. А потом это стало повторяться, предлагают практически во все цирки России. Дальше нам стало неприятно. Татарстан тратит на это бюджетные деньги, мы обучаем ребят, тратим на них силы, а они готовых забирают. Кстати, в спорте там порядок. Контракт, забираешь - оплачивай, каждый спортсмен стоит столько, сколько в него вложили. У нас этой системы нет, поэтому мы очень страдаем. Но мы решили пойти другим путем и создать свой татарстанский цирк. 30 лет назад в каждом регионе России был свой национальный цирк, в том числе и у нас в республике. Сейчас ни в одном регионе РФ нет своего штатного цирка. Есть штатные артисты только в Большом московском цирке, в компании «Росгосцирк» и Московском цирке М.Ю.Никулина. Мы хотим выделиться и первыми в России создать свой цирк. Да он практически уже создан, у нас было очень много гастролей по всему миру, нужно только решение властей, чтобы мы существовали также как Государственный ансамбль песни и танца РТ на бюджетные деньги.
У меня вопрос к нашим юным гостям. Как случилось, что вы пришли в цирк, ведь это тяжелейший вид деятельности?
В.Ч.: Я, когда поступал в цирковую школу, даже не думал, что так профессионально буду этим заниматься. Мама просто прочитала объявление и привела мена на отборочный конкурс. А потом я просто привык, увлекся и теперь уже не могу без цирка.
Ю.Д.: Я тоже совершенно случайно попала в цирк. Пришла по объявлению. Дело в том, что в детстве я занималась художественной гимнастикой, мне там не очень понравилось, я решила поступать в цирковую школу. Меня стало затягивать, я увлеклась цирком. Когда видишь на лицах людей радость, когда они тебе аплодируют, это приводит в восторг, очень приятно.
Как вы боролись с чувством страха перед высотой?
Ю.Д.: Есть чувство страха. Просто со временем к этому привыкаешь. Нас не сразу поднимают на такую большую высоту. Сначала на маленькую, а потом уже выше и выше. Со временем просто привыкаешь. Причем у нас есть номера, когда работаешь без страховки.
А.К.: Я тоже постепенно привыкал к высоте. Сейчас, как уже было сказано, я могу не только вставать на пять катушек, но при этом еще и жонглировать.
Вы часто выступаете в других городах, в связи с этим хотелось бы спросить, как сегодня цирки заполнены в России? Ведь был период, когда люди были очень увлечены цирком, а сейчас произошел спад интереса.
И.И.: Действительно, в советские времена был подъем циркового искусства во всем мире. Теперь народ все меньше и меньше ходит в цирк. В России более 41 цирка, из них только 5 независимых цирков, которые не относятся к компании «Росгосцирк». Эта компания сама составляет программу и по маршруту отправляет на гастроли. Директор такого цирка абсолютно бесправен. Татарстан успел отойти от «Росгосцирка» и взять цирк под свой контроль. В этих пяти независимых цирках посещаемость очень хорошая, так как директоры сами отбирают лучшие программы. А вот представления коллективов от «Росгосцирка» посещает от силы 30-40 процентов зрителей из-за того, что там некачественные программы. И опять хочу заметить, что уровень наших татарстанских номеров выше, чем в среднем по России и даже на уровне мирового. У меня есть доказательства. В мире есть два престижных цирковых конкурса. Один из них проводится в Париже и называется «Цирк завтрашнего дня». Москвичи отобрали после Всероссийского конкурса несколько артистов из России, в том числе пригласили нашу ученицу, воздушную гимнастку на кольце Лейсан Гаязову. Там мы завоевали серебро. Российские артисты завоевали бронзу. В Москве по этому поводу была пресс-конференция. Все гордились нашим успехом, а у себя в республике даже не заинтересовались этим. Другим конкурсам в республике уделяется намного больше внимания. У нас уже два года существует программа, но нет своего цирка. Вот эти талантливые ребята еще немного подождут и просто уйдут и, мы вынуждены будем закрыть школу. В Париже к нам бегут заключить контракт, а мы говорим, что не можем, у нас только школа, не цирк. В результате нашу артистку забирает компания «Росгосцирк», а оттуда ее забирают в Париж и все денежные отчисления идут не в Казань, а в «Росгосцирк». У меня в этом плане большая надежда на прессу, но журналисты этим мало интересуются, ведь в России считается, что цирковое искусство ниже оперы или балета. Были, конечно, программы в России, которые смотреть не хочется. Кстати, за рубежом в цирк дети не ходят, люди идут туда как на оперный фестиваль в вечерних платьях, обязательно на всех премьерах руководство города, а билет стоит 90 евро.
Часто ли вам приходится отказываться от участия в международных конкурсах из-за финансовых проблем?
И.И.: К примеру, когда нас пригласили в Париж на конкурс «Цирк завтрашнего дня», должна была быть команда от компании «Росгосцирк», в том числе и наш номер. Меня это задело, как жителя Татарстана. Мы готовим номер, а вдруг что-то завоюем и, опять будут говорить Россия, а о Татарстане не скажут ни слова. И я переговорил с руководством «Росгосцирка», чтобы разрешили нам представлять Татарстан. Позвонили в Париж, там спросили, есть ли флаг и государство ли это. После утвердительного ответа мы взяли свой флаг и поехали. Однако тут «Росгосцирк» возмутился, что мы обособленно хотим ехать, и тут же встал вопрос об оплате дороги. Мы вынуждены были войти временно с одной воспитанницей и единственным номером в состав «Росгосцирка», чтобы принять участие в конкурсе. Но флаг мы все-таки взяли. И вот идет парад, идет Россия человек семь и одна девочка несет флаг Татарстана. Все телевизионщики снимают и потом показывают у себя на Родине. Мы завоевали серебро, но нас не показали по российскому телевидению.
Странно, жители Татарстана привыкли думать, что цирк в Казани есть, приезжают артисты, идут представления…
И.И.: Здание цирка содержит государство. Контролеры, директор, уборщица, музыканты оркестра получают заработную плату, а цирковой труппы своей нет. Представьте – в Качаловском, Камаловском театре нет актеров. А у нас нет. У нас есть только здание. Сегодня мы даем в честь 10-летия цирковой школы Татарстана представление, а дальше посмотрим, пойдут ли нам навстречу.
Материал подготовила Люция Камалова.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»