news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Игнат СОЛЖЕНИЦЫН:

«Казань – замечательный город с большими культурными традициями»

17 июня в Казани выступят американский и российский пианист, дирижер, сын Александра Солженицына, главный дирижер Камерного оркестра Филадельфии Игнат Солженицын (США) и виолончелист с мировым именем, профессор Московской государственной консерватории Александр Князев совместно с Государственным симфоническим оркестром РТ. Концерт посвящен памяти Фуата Мансурова и пройдет на сцене ГБКЗ им.С.Сайдашев. 15 июня в камерном зале ГБКЗ состоялась пресс-конференция с участием Игната Солженицына.

 

Какую программу вы представите в Казани?

И.С.: Открывается программа увертюрой к опере «Маскарад» Карла Нильсена. Это не очень популярная музыка, возможно, здесь ее никогда не слышали, но, тем не менее, очень эффектная, заразительная, которая должна понравиться публике. Потом прозвучит великолепный концерт для виолончели с оркестром Эдуарда Элгара, выдающегося английского композитора. Это удивительная музыка по своему духовному содержанию. Во втором отделении жители Казани услышат концерт для виолончели с оркестром Сергея Рахманинова «Симфонические танцы». Многие считают, что этот шедевр Рахманинова - самое совершенное произведение для оркестра, во всяком случае, из оркестровой музыки. В этой музыке много страданий, много горя, но общее впечатление, скорее, жизнеутверждающее. Я рад, что мы будем выступать в этот вечер вместе с известным виолончелистом Александром Князевым – это очень нестандартный музыкант, мне будет интересно с ним поработать.

 

Вы живете в США, часто выступаете в России, скажите, чем вас привлекают такие города, как Казань?

И.С.: Весь первый отрезок своей жизни я был оторван от России, по известным обстоятельствам. Поэтому я все еще восполняю для себя этот большой пробел в своей жизни. Для меня важно и интересно ездить не только в Санкт-Петербург или Москву, но и в провинцию, тем более, что Казань – замечательный город с большими культурными традициями. Мне кажется, что после болезненных 90-х годов для России мы все должны как-то пытаться помочь стране «встать на ноги». Может это уже произошло, может не надо утрировать, но, понятно, что еще далеко не везде после того упадка, который произошел, полностью все восстановлено. В плане музыки многое случилось в те годы и музыканты должны пытаться воссоединять связи, в том числе между Москвой и остальными городами. Чтобы музыкальная жизнь страны развивалась динамично. Я много езжу по России, в том числе и для этого.

 

Вам понравилась Казань?

И.С.: Пока очень нравится. Какое-то сильное, мощное настроение в городе. Я не берусь судить за пару дней, но это даже не впечатление, а интуитивно ощущаешь позитивное настроение людей. На улице много людей, какие-то выражения лиц решительные и, я бы даже сказал, добрые. Куда-то все идут, спешат, но без обычного зажима, который бывает. С архитектурной точки зрения город явно заслуживает изучения, думаю, что мне это еще предстоит.

 

Какие у вас впечатления от работы с Государственным симфоническим оркестром РТ?

И.С.: Оркестр хороший, звучит сплоченно. Это очень важно. Пока закончилась только вторая репетиция, предстоит еще две, так что мы на половине пути нашего путешествия.

 

Что вам ближе – дирижировать оркестром или играть на фортепьяно?

И.С.: Для меня важно все. Мне посчастливилось вести эти две параллельные карьеры. Именно параллельно - рядом друг с другом, и пока получается все успешно. Пока мне не предстоит сделать выбор, я его и не делаю, принципиально не желаю делать. Возможно, обстоятельства могут измениться. Единственное, что мало свободного времени, так как  дирижирование требует огромной подготовки, а инструмент, тем более, не прощает несерьезного подхода. Само ничего не происходит, надо заниматься каждый день. Но я всегда этим хотел заниматься, мне не на что жаловаться.

 

У вас очень плотный гастрольный график. Скажите, вы чаще выступаете в России или за рубежом?

И.С.: Больше за рубежом. Я живу в Нью-Йорке. Чаще выступаю в Европе, но стараюсь бывать и в России. Месяца два в течение каждого сезона я бываю в России.

 

Если бы вам и вашей семье предложили остаться в России, вы бы согласились?

И.С.: Надо думать. Это очень важный и актуальный вопрос для нас. Я вполне допускаю такую возможность. Россия не только близка, а родна для меня. Имеет земля русская какое-то притяжение к своим сыновьям, детям, которое чем-то отличается от того влечения, которое чувствуют другие люди к своей стране, будь-то в Англии или во Франции. Что-то есть особенное в том притяжении, которое продолжает влиять на русских, которые живут не в России, что это я даже не знаю.

 

Ваш отец - Александр Солженицын - для нас особенный писатель. На его произведениях мы выросли. А вы сами никогда не хотели попробовать себя в качестве писателя?

И.С.: Слава богу, нет. Никогда не было ни малейшего желания, побуждения стать писателем, хотя, я это говорю с огромной любовью к литературе. В нашей семье не было давления со стороны родителей. Они нам дали возможность развиваться органично и найти то, что каждому из нас было дорого и интересно. Но литературу я очень люблю и произведения отца мне очень дороги.

 

Каким был Александр Солженицын?

И.С.: Отец имел огромное влияние на мою жизнь и был всегда рядом со мной, как мать и братья. Несмотря на свою перегруженность, непосильные задачи, которые он поставил перед собой, он всегда находил время для своей семьи. Кстати, все поставленные задачи он выполнил блистательно. Он был постоянным присутствием в моей жизни. Он был примером, конечно, в первую очередь, огромного морального и физического мужества. Для сына важно видеть это в отце. Просто он был хорошим отцом. Что требуется от отца? У меня у самого трое детей и я часто думаю об этом. Мне кажется, самое главное – это внимание, но не сколько часов ты проводишь с ребенком, а на что они нацелены. Важно то, насколько родители включены в твою жизнь, насколько они рядом с тобой. И так было с ним всегда. Общение с ним для меня всегда было важным, даже когда мы говорили о бытовых пустяках. Он смотрит тебе в глаза и, несмотря на всю разложенную на столе работу, уделяет тебе внимание. И это продолжалось с самого раннего возраста и до его ухода.

 

Беседу вела Люция Камалова.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100