news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

<i>И большая, и маленькая.</i> </br>Рыбное место пусто не бывает

Все, кто едет из Казани в Набережные Челны по трассе Москва - Уфа, обязательно остановятся на 856-м километре, где по обе стороны от дороги с раннего утра и до позднего вечера идет бойкая торговля чаем, выпечкой, а также рыбой. Эта торговая точка в Мамадышском районе живет как будто бы вне всяких правил и запретов: здесь нет ни холодильников, ни кассовых аппаратов, рыба - явно браконьерская, а у продавцов отсутствуют медкнижки. Но, несмотря на сомнительное качество продуктов, покупателей здесь всегда хватает - усталые путники в еде непривередливы…

То, что запрещено, разрешено?
На прилавки стихийного рынка выложены груды рыбы, преимущественно копченой: сом, терпуг, лещ, щука. Но главный деликатес, на который делается ставка, - стерлядь, поэтому ее здесь очень много и лежит она на самом видном месте. Однако возникает вопрос: откуда рыбка, да еще в таком количестве?..
 
Для Татарстана (да и для России в целом) стерлядь сейчас - редкость, и численность ее продолжает снижаться: в Волге этой рыбы почти не осталось, разве что в Каме. Несколько лет назад, когда татарстанские ихтиологи заметили, что популяция стерляди резко сократилась, ее лов в республике полностью запретили - как для любителей, так и для промысловиков, а на нарушителей вовсю заводили уголовные дела. Как рассказали в Казанской межрайонной природоохранной прокуратуре, в 2005 году один такой браконьер за вылов 123 стерлядок получил год условно плюс возмещение ущерба - 55000 рублей. Однако позже рыбаки-промысловики стали жаловаться, что стерлядь иногда случайно попадает в сети вместе с другой рыбой - выбрасывать ее, что ли? В результате с 2007 года на вылов стерляди промысловикам стали выделять минимальные квоты, чтобы оправдать количество случайно пойманной рыбы. Ну а для рыбаков-любителей запрет на лов стерляди никто не отменял.
 
Кстати, сейчас ихтиологи снова ратуют за полный запрет на вылов стерляди: в Управлении по охране и использованию объектов животного мира РТ мне сообщили, что внесли такое предложение на рассмотрение специальной комиссии в Москве еще летом.
 
- У нас резко сократились нерестилища стерляди, - говорит заместитель казанского межрайонного природоохранного прокурора Рамиль Ахметзянов, - ведь она не может откладывать икру в ил: только в песок или гальку. А дно Куйбышевского водохранилища сильно заилено.
 
Сейчас единственное естественное нерестилище стерляди уцелело в Чистопольском районе в верховьях Камского плеса (именно там в рамках программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса РТ на 2010 - 2013 годы» планируется построить плавучий завод для воспроизводства стерляди). Но и его чуть не загубили, когда в 2006 году некое казанское ООО вздумало добывать там с дна песчано-гравийную смесь, за что и было привлечено к уголовной ответственности.
 
Побывав на придорожном рынке в Мамадышском районе, я убедилась, что пока одни пекутся о сохранении и восстановлении численности ценной рыбы, другие ее безнаказанно ловят и поставляют на рынок. Как говорится, куда только смотрит милиция…
 
Мы ее коптили-коптили…
Покупая на точке у трассы браконьерскую рыбу, покупатели рискуют отравиться деликатесом. То, что рыба лежит не в холодильнике, а на открытом всем ветрам грязном прилавке - это еще полбеды. Главное - где и как ее приготовили.
 
Все рыбины на рынке выглядят чрезвычайно привлекательно: как на подбор блестящие, лоснящиеся, источающие такой аппетитный запах, что пройти мимо просто невозможно. Продавщицы в один голос уверяют, что всю ночь коптили рыбу в поте лица, а нынче в шесть утра вынесли с пылу с жару на прилавки: «Видите, чуть изморозью покрылась, - показывает мне одна из продавщиц, - это верный признак того, что свежая». Когда же я прошу более реальное подтверждение качества рыбы, например, ветеринарное свидетельство, все торговки отвечают, что документы находятся у хозяев.
- Перед тем как готовить рыбу на продажу, предприниматель должен получить свидетельство в местном ветобъединении, подтверждающее ее качество, - говорит Рамиль Ахметзянов. - Там происходит не только визуальный осмотр, но и проводится экспертиза в лаборатории. А покупатель согласно закону о защите прав потребителей имеет право с этим свидетельством ознакомиться.
 
Но даже если изначально с рыбой было все в порядке, это не означает, что сейчас перед вами - товар первой свежести. Периодические проверки, которые проводят на рынке сотрудники прокуратуры, милиции и Роспотребнадзора, показывают, что торговцы готовят свои деликатесы в антисанитарных условиях и вовсю сбывают залежалый товар. К примеру, у одного из предпринимателей обнаружили на участке ржавую металлическую бочку, где в мутной соленой воде хранилась непроданная рыба: утром ее точно так же выставляли на прилавок... Логика торговцев проста: обнаружив дома, что рыба с душком, вы вряд ли поедете обратно за 140 километров, например, из Казани.
 
Специалисты Управления Роспотребнадзора по РТ предупреждают: рыба горячего копчения готовится быстро, а хранится мало, даже в холодильнике - не больше трех суток, а если она лежит на открытом воздухе, то съесть ее желательно в тот же день. Специалисты также отмечают, что в результате неправильного хранения рыбы в ней повышается количество гистамина - вещества, которое в больших дозах очень опасно для здоровья человека.
Хорошо, если неприятный привкус или несвежий запах заставят вас выбросить рыбу, не жалея потраченных денег. В противном случае последствия могут быть такими же, как в 2004 году, когда копчеными курами отравилось 30 казанцев, в том числе 7 детей. Один человек умер. В окорочках тогда обнаружили многократно превышенную дозу нитрита натрия, благодаря которому копченые продукты приобретают красивую золотистую окраску.
 
Евгения ЧЕРНОУСОВА

© Редакция приложения к районным и городским газетам РТ. Главный редактор - Ольга Мачнева.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100