Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Ханяфи ЧИНАКАЕВ: «Надеюсь, что когда-нибудь будут восхищаться татарстанской школой гобоистов»
В агентстве «Татар-информ» в режиме online состоялась пресс-конференция, посвященная I Международному музыкальному фестивалю-конкурсу гобоистов «Казанский Кремль», который проходит в эти дни в столице Татарстана. Во встрече с журналистами приняли участие председатель жюри конкурса, солист и концертмейстер группы гобоев симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, заслуженный артист РФ Ханяфи Чинакаев, профессор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Танатар Нуралы, профессор Казанской государственной консерватории им.Н.Жиганова Дмитрий Антонов, а также профессор университета Madison (США) Марк Финк.
Как возникла идея проведения Международного фестиваля-конкурса гобоистов именно в Казани?
Х.Ч.: Я сам гобоист, знаю этот вид искусства очень хорошо, знаком с уровнем обучения музыкантов в нашей стране. Так как во многих странах есть высокопрофессиональные гобоисты, то мне захотелось, чтобы наши также соответствовали этому уровню. Два года назад я был приглашен преподавать в Казанскую государственную консерваторию, тогда я решил, что на базе данного учебного заведения можно повышать уровень исполнительства на гобое более эффективно, чем в других городах России. Я выступил с инициативой провести фестиваль-конкурс гобоистов в Казани, в рамках которого пройдет три концерта. Надеюсь, что фестиваль станет ежегодным, и каждый раз будут проводиться в рамках данного проекта конкурсы на различных инструментах – скрипке, органе и так далее.
Д.А.: Напомню, что в Казани состоялся I Всероссийский конкурс духовых инструментов. Теперь конкурс вышел на новый, международный уровень, когда есть возможность ознакомиться не только с российской, но и с европейской, американской школой гобоистов. Это здорово.
Почему фестиваль-конкурс гобоистов получил название «Казанский Кремль»?
Х.Ч.: Честно говоря, название придумал я – это моя идея. Мне хотелось отразить принадлежность этого фестиваля-конкурса к Татарстану. Казанский Кремль – это символ Татарстана. Эта идея была поддержана моими друзьями в консерватории, а также Министерством культуры РТ.
В фестивале-конкурсе принимает участие 14 гобоистов, которые приехали в Казань из разных уголков мира. Это много или мало?
Х.Ч.: Когда я участвовал в конкурсе «Пражская весна», там было 37 гобоистов, но начнем с того, что это очень известный конкурс, которому уже не один год. В Казани же проходит первый конкурс подобного уровня и 14 участников из разных стран – России, Казахстана, Кореи, это уже хороший результат. 14 – это средняя цифра, учитывая, что программа конкурса очень сложная, и не каждый сможет пройти три тура состязания, которые соответствуют уровню мировых конкурсов. Также нужно иметь в виду, что гобоистов немного в мире. В Казани пройдет не просто конкурс, а фестиваль, на котором гобоисты услышат выступление мастеров данного жанра, кроме того, состоится мастер-класс с ведущими исполнителями, которые приехали в Казань.
Хотелось бы узнать, как гости отнеслись к идее проведения подобного конкурса в Казани?
М.Ф.: Меня радует, что в Татарстане проходит конкурс такого же высокого уровня, как и за рубежом. Я очень рад также, что сюда приедут представители разных школ, которые смогут общаться между собой и обмениваться опытом. Я с радостью откликнулся на предложение стать членом жюри I Международного фестиваля-конкурса гобоистов.
Т.Н.: Я тоже был рад, когда узнал, что в Казани состоится подобный фестиваль. Мы получили условия конкурса в конце января. Позже узнал, что его проводит Ханяфи Чинакаев, обрадовался вдвойне. Это возможность встретиться со старыми друзьями и посмотреть, чьи ученики лучшие. Многие не знали об этом конкурсе, думаю, что в следующий раз гобоистов из Казахстана будет намного больше.
Проводятся ли конкурсы на звание лучшего гобоиста Казахстана?
Т.Н.: В Казахстане подобные конкурсы проводятся каждые два года. Дважды мы проводили международный конкурс гобоистов, членами жюри которого были музыканты из Франции, Италии, Японии, России и других стран.
Можно ли уже сегодня назвать явных фаворитов предстоящего конкурса?
Х.Ч.: Я бы не стал называть имена, учитывая сложность программы. В этом конкурсе принимают участие очень хорошие гобоисты. Например, две девушки из Казахстана, которые очень профессионально играют. Из Санкт-Петербурга приедет мой ученик, неплохой музыкант. Сказать кто лучше очень сложно, все станет известно во время выступлений музыкантов, ведь даже ухудшение здоровья может сразу же сказаться на качестве исполнения, так как гобой очень сложный инструмент.
Какие призы ожидают победителей?
Х.Ч.: Если сравнивать с другими международными конкурсами, то призы небольшие.
М.Ф.: В США премия победителей составляет 8 тысяч долларов.
Х.Ч.: У нас немного меньше – 100 тысяч рублей получит гобоист, который займет первое место в Казани. Мы хотели сделать максимальную премию для того, чтобы победитель мог потратить эти деньги на покупку хорошего инструмента, ведь гобой сегодня стоит от 5 до 10 тысяч евро.
Т.Н.: Для Казани – это хорошая премия. Для первого раза такая сумма – это очень хорошо. В Казахстане за первое место победитель получает 1,5 тысячи долларов США.
Ханяфи Мавлидинович, вы являетесь художественным руководителем и директором фестиваля «Камерные оркестры Санкт-Петербурга», который в 2005 году посвящался 1000-летию Казани. Сейчас вы возглавили жюри фестиваля-конкурса гобоистов в Казани. Какие еще сюрпризы нам ожидать от вас?
Х.Ч.: Идей очень много, но все упирается в средства. Если есть материальная возможность воплотить эти идеи в жизнь, то можно просто «перевернуть» Казань. Я хотел бы выразить благодарность крупным организациям, которые помогли нам провести фестиваль-конкурс гобоистов в Казани. Хочется отметить также, что в России не проводились до этого международные конкурсы гобоистов, то есть «Казанский Кремль» - первый конкурс подобного рода со сложной программой, с которой могут справиться только лучшие исполнители.
В какой стране или даже в городе, на ваш взгляд, сегодня функционирует лучшая школа гобоистов?
Х.Ч.: О лучшей школе можно судить по имени мастера, который там преподает. Я надеюсь, что когда-нибудь во всем мире с восхищением будут говорить о татарстанской школе гобоистов. Ведь даже то, что мы собираемся на таких конкурсах, играет большую роль, так как это удивительный и очень полезный обмен опытом.
Материал подготовила Люция КАМАЛОВА
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»