news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Гюзель ХАЙБУЛИНА:

«Стилистическая палитра Шаляпинского фестиваля расширяется»

2 февраля в агентстве «Татар-информ» состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящему XXVIII Международному оперному фестивалю им.Ф.Шаляпина. В ней приняли участие художественный руководитель оперы ТАГТОиБ им.М.Джалиля Гюзель Хайбулина, дирижер Гинтарас Ринкявичус (Литва), солист Национального театра Мангейма Михаил Агафонов (Германия), заместитель директора ТАГТОиБ им.М.Джалиля Юрий Ларионов. Вела пресс-конференцию Ляйсан Абдуллина.

 
Напомним, фестиваль пройдет с 8 по 22 февраля на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля.
 
Чем запомнится нынешний фестиваль почитателям оперного искусства?
Г.Х.: Инициатором и идейным вдохновителем этого фестиваля является директор театра оперы и балета Рауфаль Мухаметзянов. Фестиваль Федора Шаляпина - единственный в мире, который культивирует искусство оперного, кроме того, он является традиционным и узнаваемым. Мы сознательно это культивируем, ведь в наше время мало, что остается неизменным на протяжении стольких лет.
 
Фестиваль откроется спектаклем «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини. Европейская премьера этого спектакля состоялась в Гааге 8 октября прошлого года. Спектакль привлек большое внимание критиков и директоров театра. Он был оценен с точки зрения постановочной культуры, музыкального уровня, как и один из лучших спектаклей,  показанных театром в Европе за последние 10 лет.
 
Поклонникам оперного искусства также будут представлены: «Пиковая дама» - спектакль будет приурочен к 170-летию со дня рождения П.Чайковского, «Богема» (Дж.Пуччини), «Риголетто» и «Аида» (Дж.Верди), «Волшебная флейта» (В.Моцарт), «Царская невеста» (Н.Римский-Корсаков), «Травиата» и «Трубадур» (Дж.Верди). Традиционно в день рождения Ф.И.Шаляпина зрителей ожидает народная музыкальная драма «Борис Годунов».
 
В числе заявленных солистов такие звезды мировой оперы, как Михаил Агафонов (Nationaltheater Mannheim, Германия), он выступит впервые в Казани, Елена Поповская (Московский театр Новая опера им.Е.Колобова), Ирина Макарова (Большой театр России, Москва), Борис Стаценко (Deutschen Oper am Rhein, Германия), Андрей Бреус (Московский театр Новая опера им.Е.Колобова).
 
Кроме того, впервые в Казани выступят Карина Чепурнова (Мариинский театр, Санкт-Петербург), Виктория Динас (Greek National Opera - Olympia Theatre, Греция), Светлана Трифонова (Мариинский театр, Санкт-Петербург), Алексей Вавилов (Германия), Виталий Ефанов (Московский театр Новая опера им.Е.Колобова), Мельба Рамос (Volksoper Wien, Австрия), это далеко не все сюрпризы, которые мы подготовили для поклонников оперы.
 
В этом году мы немного изменили форму гала-концерта, подчеркнув его академическую направленность. Он откроется Первым концертом П.Чайковского, среди его участников 4 лауреата конкурса им.Чайковского. Такое инструментальное направление – это сознательная наша позиция, так как мы хотим к 170-летию со дня рождения Чайковского усилить инструментально-оркестровое начало в гала-концертах.
 
Вчера я получила окончательное подтверждение, что впервые в России, впервые на сцене ТАГТОиБ им.М.Джалиля выступит Алессандро Сафина. В Европе он очень популярен, у него было мировое турне, кроме того, у него очень серьезный агент, который проявил большое внимание и уважение к нашему фестивалю
 
Также подтвердили свое участие в фестивале Даниил Крамер и Хибла Герзмава, которые 21 января представили в Москве сольную программу «Опера. Джаз. Блюз». На гала-концерте они представят два фрагмента из этой программы. То есть, будет исполнение оперных арий в джазовой манере. Мы расширяем стилистическую палитру фестиваля, состав участников, географию.
 
Известен ли Шаляпинский фестиваль за пределами России и как вы к нему относитесь?
Г.Р.: В этом году я просто не мог не приехать на Шаляпинский фестиваль. Приглашен для работы очень сильный состав исполнителей. Я знаю их как больших профессионалов. Фестиваль прославил Казань и для меня большая честь принимать в нем участие в качестве дирижера.
 
М.А.: Для меня этот фестиваль играет большую роль. Так сложилось, что по миру я ездил гораздо больше, чем по России. Я благодарен фестивалю за такую возможность – петь в России. Кроме того, этот фестиваль посвящен такому человеку, который является определенным объединительным символом страны, Шаляпин – это не просто имя, а определенное явление. И, конечно, это моя заветная мечта - исполнить партию Германа в спектакле П.Чайковского «Пиковая дама». Когда появилась такая возможность, то я просто не смог отказаться. Ведь я всегда мечтал исполнить эту партию. Я достаточно интенсивно готовился, посмотрим, что получится 9 февраля. Выступление на Шаляпинском фестивале – большая честь для меня.
 
Отразился ли финансовый кризис на проведении Шаляпинского фестиваля?
Г.Х.: Благодаря финансовому гению директора театра оперы и балета Рауфаля Мухаметзянова, его правильному менеджменту нам удается выжить в период финансового кризиса. Наш театр получает дотации меньше, чем оперный театр в Уфе, на 50 млн. больше нас получает Пермский театр оперы и балета. Но такой фестиваль проводится только у нас. Несмотря на то, что мы, безусловно, ощущаем последствия кризиса, так как финансовое сокращение коснулось нас и в этом году, но правильная расстановка приоритетов директора театра помогает сохранить высокую планку фестиваля за счет приглашения высококлассных профессионалов. Да, мы теряем в количестве постановок, но уровень фестиваля определяют именно профессионалы – певцы и дирижеры и здесь директор делает все, чтобы он был на высоте. 
 
Ю.Л.: Несмотря на то, что фестиваль очень популярен, мы его уже 28 лет проводим, все равно он затратный, мы не зарабатываем столько, сколько мы тратим. Солисты стоят намного дороже, чем те деньги, который мы зарабатываем с продажи билетов. Хотя весь год мы работаем с аншлагами. Конечно, то, что сокращается финансирование театра, это ранит нас, очень ранит. В итоге мы уменьшаем количество спектаклей.
 
Будет ли в рамках фестиваля выпущен диск с записью самых лучших ваших спектаклей?
Г.Х.: Нас об этом часто в Европе спрашивают. Мы 100 раз сыграли в Европе «Искатели жемчуга» - это феноменальный проект, очень успешный спектакль. Последняя запись этого спектакля, который вы увидите в магазине - 1956 года. Последнее DVD выпущено в 2004 году. И этот спектакль хуже, чем наш. Просто, чтобы сделать на DVD запись постановки, нужны очень большие средства. Пока мы делаем записи спектаклей со своим видеоинженером, но качество звука не на том уровне, чтобы это можно было продавать.
 
Скажите, пожалуйста, Михаил, вы так мечтали исполнить партию в «Пиковой даме», означает ли это, что за рубежом русская опера не столь популярна как у нас? 
М.А: «Пиковая дама» одна из самых популярных опер российских, ее все знают. Больше года тому назад была постановка другой русской оперы - «Война и мир» в Торонто и параллельно шел спектакль «Дон Жуан», на который можно было купить билеты, а на «Войну и мир» нет, для меня это был очень большой сюрприз и, было очень и очень приятно. Так что русские оперы все очень хорошие.    
 
Есть ли у театра спонсоры, который готовы помочь в проведении Шаляпинского фестиваля?
Ю.Л.: Для нас это больная тема. У нас 28-й фестиваль, пятый год нам помогает компания «Солнечный город» и все. К кому бы не обращался, ни от кого внятного ответа, касающегося поддержки нашего фестиваля, я не получил. За то, что «Солнечный город» столько лет нас поддерживает, это большое дело и большое им спасибо. И мне очень хочется обратиться при помощи ИА «Татар-информ» к потенциальным спонсорам - мы для вас открыты и готовы к диалогу. 
 
Материал подготовила Люция КАМАЛОВА
Фото Екатерины КРАСУЦКОЙ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100