Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Государство против человека и четыре смерти: Шаляпинский фестиваль открыли оперой «Тоска»
Одной из самых «кровавых» опер был открыт 40-й Шаляпинский фестиваль. О том, как события XIX века откликаются в современности и почему Татарский театр оперы и балета отказывается от постановки «в чемодане», – в репортаже ИА «Татар-информ».
«Тоска» – первая веристская итальянская опера
Три главных героя и четыре смерти – в Казани премьерой оперы «Тоска» Джакомо Пуччини открылся юбилейный, 40-й Международный оперный фестиваль имени Шаляпина. Постановка прошла в Татарском театре оперы и балета имени Джалиля.
Сюжет для казанского зрителя не новый: предшественница нынешней версии оперы «Тоска» шла на сцене Татарского музыкального театра 25 лет до 2018 года. Она была поставлена швейцарским режиссером Кристофером Гроссером в 1993 году.
В этот раз за работу взялся также хорошо знакомый татарстанскому театралу тандем ародного артиста РФ, лауреата театральных премий «Золотая маска» Юрия Александрова и художника-постановщика – народного художника России Вячеслава Окунева.
Еще в начале театрального сезона сплоченный дуэт представил на суд публики премьеру оперы «Паяцы» – камерный спектакль, который сам Александров охарактеризовал как «заряженную батарейку». В ней отражены реалии жизни, что в искусстве обозначено не иначе как «веризм» – накал страстей происходит динамично, а развязка наступает стремительно.
И хотя сам стиль был сформирован только в конце XIX века, режиссер подчеркнул, что «Тоска» – одна из первых удачных попыток в музыкальном искусстве поставить на сцене «правду жизни».
И кажется, что Александров и Окунев только разогрелись на опере «Паяцы» – на «Тоске» зритель стал свидетелем постепенно назревающей трагедии, где каждое действие героев продуманно. И вместе с тем выдающиеся способности приглашенных артистов Ахмеда Агади (Марио Каварадосси), Елены Михайленко (Флория Тоска) и Станислава Трифонова (Барон Скарпиа) способствовали чувственному и эмоциональному развитию действия, за которым скрывается колоссальная работа.
«Для того чтобы по-новому взглянуть на знакомую оперу, я беру в руки партитуру. Ведь в музыке композитором все события уже зашифрованы, а акценты расставлены. Режиссерская же работа заключается в том, чтобы вскрыть этот замысел и представить его на сцене», – рассказал режиссер.
«Искусство никогда не уживется с идеологией диктатуры»
Итак, в этот раз Александров делает акцент именно на музыкальной составляющей оперы – иной раз кажется, что не музыка подстраивается под игру артистов, а наоборот – солисты обоснованно и точно следуют и чутко подстраиваются под каждый музыкальный нюанс партитуры Пуччини: если взмах ножом Тоски над телом Скарпиа – то точно под резкое фортиссимо оркестра.
«Хотя я прекрасно понимаю, что работа “под лупой” в поисках нужного нюанса чрезвычайно трудозатратна. Все, кто работает над спектаклем, должны найти общий язык. Только в этом случае возникает ансамбль как кульминация творческого процесса», – пояснил Юрий Александров.
По словам режиссера, несмотря на то что действие происходит в начале XIX века, сама опера современна: в ней заложены актуальные современному миру смыслы. Так, образ художника противопоставляется политической системе, в которой ему приходится существовать.
Он отмечает, что тема взаимоотношений государства и личности вечна. Государство (в лице Скарпиа) выбирает наиболее удобную для себя форму правления – диктатуру. Здравомыслящий человек (Каварадосси) со своей стороны пытается вырваться из этой системы. Либеральные идеи себя скомпрометировали, демократия превращается в терроризм. Убивать ради сохранения системы – в порядке вещей. И, конечно, такое божественное, как искусство, никогда не уживется с такой идеологией.
«Работа над сценографией шла без малого восемь месяцев»
Но не только игра артистов заставила публику стоя рукоплескать по завершении спектакля. Только занавес открывается, и по залу разносятся несдержанные вздохи. Все сценические решения: церковь Сант-Андреа, замок Сант-Анджело, в которых разворачивается сюжет, – сделаны детально, заставляя восхититься подробной работой над декорациями. А масштабные полотна на библейский сюжет вызывают трепет даже у искушенного зрителя.
И хотя в самой работе есть некоторые отсылки к предыдущим версиям оперы в исполнении Александрова и Окунева, сам художник поясняет, что сценографической задачей было воссоздать места действий, подробно описанных в одноименной пьесе драматурга Викторьена Сарду, с которой прописано либретто.
«В самом либретто очень подробно описаны места действия, и я сам очень люблю Рим. На сцене мы даже воссоздали несколько артефактов: к примеру, алтарь Сант-Андреа выполнен весьма детально. Но все-таки декорации не точная копия Вечного города, а скорее впечатления от него. Нам хотелось подарить зрителю спектакль-путешествие. Чтобы у него была возможность увидеть недоступную из-за пандемии красоту в своем родном театре. И я благодарен театру за возможность воплотить мои идеи на таком высоком уровне. Работа над сценографией шла без малого восемь месяцев, а декорации выполнялись в лучших мастерских», – подчеркнул Вячеслав Окунев.
Один из приезжих на фестиваль музыкальных критиков отметил, что повторение художественных находок автора в разных театрах на одну и ту же оперу – история обычная, учитывая количество поставленных им редакций.
«Когда режиссер ставит одно и то же название на разных сценах, у него всегда есть возможность повторить себя. И степень этого повтора определяет сама постановочная команда», – пояснил он.
«Боялся, что меня попросят создать спектакль “в чемодане”»
Александров заметил, что долгое время избегал сотрудничества с Татарским театром оперы и балета.
«Я знал, что труппа много гастролирует, и боялся, что меня попросят создать спектакль “в чемодане” для удобства транспортировки. Но, к счастью, руководство театра настроено создавать и показывать только полноценные, масштабные спектакли, что называется, по гамбургскому счету. К примеру, мы отправляли на переделку кресло Скарпиа, потому что оно не соответствовало цвету и стилю письменного стола. Такая заинтересованность руководства к происходящему на сцене дорогого стоит», – уверен режиссер.
Страх Александрова перерос в тесное сотрудничество с театром. Только на Шаляпинском фестивале будут представлены такие его работы, как «Пиковая дама», «Аида», «Паяцы», «Севильский цирюльник», «Сююмбике». Также афишу фестиваля украсят оперы «Травиата» и «Борис Годунов».
По словам директора театра Рауфаля Мухаметзянова, от гала-концерта в этом году фестивалю пришлось отказаться. Однако театралов ждет обширная параллельная программа музыкального форума – состоятся два камерных концерта, которые пройдут 7 и 13 февраля в ГБКЗ имени Сайдашева. Зрителей ждут показы опер в кинотеатре «Мир» (спектакли проекта TheatreHD – «Фауст», «Дон Карлос» и «Итальянка в Алжире»), открытые репетиции и публичные лекции об оперном искусстве.
Читайте также: Юрий Александров: «Перед нами стояла задача сделать оперу “Тоска” по гамбургскому счету»
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»