news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

^Гафур КАЮМОВ: «Театр – элитарный вид искусства. Было бы большой ошибкой превращать его в некое подобие развлекательного шоу»

Очень часто приходится слышать сетования по поводу того, что «наши театры теряют свой авторитет». Дешевые шоу заполонили сцену, все усилия театров сводятся лишь к зарабатыванию средств. В чем же причина? Может быть, в слабости драматургии? Нет произведений соответствующего уровня, способных со всей достоверностью и во всей философской глубине отразить окружающую действительность? Или они просто по ряду причин не доходят до воплощения на сцене? Какой театр и какая драматургия нужны сегодня? Разговор весьма острого полемического характера на эту тему состоялся за «круглым столом» в агентстве «Татар-информ» в Международный день театра. Мнениями обменялись руководитель секции драматургии Союза писателей Татарстана Мансур Гилязов, директор Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина Фанис Мусагитов, драматурги Хабир Ибрагимов, Радиф Сагди, главный режиссер Альметьевского татарского государственного театра драмы Гафур Каюмов.

История татарского театра уходит корнями вглубь истории, восходя к театрализованным представлениям в ханских дворцах средневековья. У истоков профессионального театра, сформировавшегося к началу XX столетия, стояли такие прославленные имена, как драматурги Галиасгар Камал, Фатих Амирхан, Карим Тинчурин, Гаяз Исхаки и другие. В этом году татарский профессиональный театр готовится отметить свое столетие. Однако сейчас в обществе все больше утверждается мнение о якобы переживаемом национальным театральным искусством застое. В чем кроется причина? Может быть, для драматургов не осталось злободневных тем или режиссеры не видят достойных для театральных постановок пьес?
М.Г.: Когда мы говорим о национальном духовном богатстве, то по праву гордимся тем, что у нее есть славное историческое прошлое. Но история - это прошедшее время. Нам надо творить, вдохновляясь лучшими примерами и учась на ошибках. Но пока не изменится отношение режиссеров к драматургам, а Министерство культуры не пересмотрит в корне свою политику в отношении театра, я не могу сказать, что наши дела будут обстоять наилучшим образом.

Все дело в отсутствии единства среди нас. Я не имею в виду драматургов. Мы часто собираемся вместе, обсуждаем вновь написанные произведения, спорим, словом, идет обычный творческий процесс. Пьес очень много, но будут ли они поставлены на сцене?

В моем представлении театр – это некое подобие цепи: только нормальное ее функционирование может дать движение вперед. Одно из звеньев этой цепи – чиновник. Ведь драматург должен получать за свой труд гонорар, а для этого, как минимум, заключить с министерством или какой-либо другой организацией договор. Поэтому между всеми тремя звеньями должно существовать взаимное согласие, тогда только театр будет в выигрыше. На данное время такого согласия нет, к сожалению.

От режиссеров часто приходится слышать, что нет достойных к постановке пьес. И, якобы, поэтому они вынуждены обращаться к русской или какой-либо другой переводной драматургии. Но ведь добротная драматургия не возникнет сама по себе, с драматургами постоянно надо работать. И это должен быть непрекращающийся процесс.

Есть у драматургов и ряд вопросов по оплате творческого труда. В министерстве при заключении договора нам предлагают подписывать не заполненные в графе «сумма гонорара» бланки. Как-то обмолвился об этом друзьям в Москве – не поверили. Это ведь нарушение юридических норм.

Думаю, если вышеперечисленные проблемы разрешить, то и сетовать на полупустые залы в театрах не придется, и взаимному недовольству драматургов и режиссеров не останется места.

Фанис эфенде, на ваш взгляд руководителя театра, что нужно делать, чтобы сохранить театр, придать ему новый творческий импульс? Разделяете ли вы тревогу драматургов и зрителей?
Ф.М: Утверждение, что «сейчас нет по-настоящему глубоких национальных пьес» считаю неверным. Да и зритель отдает предпочтение родной, нежели переводной драматургии. Другое дело, что многое сейчас ставится на сцене без учета интересов зрителей. Вот в ходе проведенного в течение года в нашем театре опроса на тему: «Какого жанра спектакли вас больше всего интересуют?», 70 процентов опрошенных назвали комедию. Следовательно, излишне увлекаться классикой, в том числе и переводной. Даже если постановка будет блестящей, зрителей мы не дождемся.

В прежние времена театры сами заказывали драматургу пьесу, сейчас и этого практически уже почти нет.

Тут разговор заходил об отношениях с Министерством культуры. Надо иметь в виду, что с текущего года руководство деятельностью театра по приемке пьес еще больше усложнится. Принят новый закон, по которому пьесы должны будут проходить тендер. Это в тех случаях, когда стоимость «продукции» будет превышать 60 тыс. рублей. В случае нарушения этого условия директоров театров ожидает штраф до 150-200тыс. рублей. И это при зарплате директора в 3200 рублей! Вообще, в голове не укладывается, как можно проводить тендер на художественные произведения писателей, драматургов, художников? Это уже фактическое обесценивание творческого труда, ее результатов.

Фестивали, гастроли отныне также будут проводиться по условиям тендера. Думаю, все это отрицательно отразится на деятельности театров, на качестве нашей общей работы.

Что касается отбора пьес для постановок, то я за создание худсоветов, в состав которых должны входить и драматурги, и режиссеры, и представители министерства.

67,06 KbВозможно, в театрах должно быть по 2-3 режиссера? Тогда между ними возникает творческая конкуренция, от которой театру только польза. Тогда и на пьесы был бы спрос и актерам работы бы прибавилось…
Г.К.: С последним согласен, в таком случае на сцене не осталось бы места посредственным постановкам.

А вот в отношении драматургии «на заказ» - я против. Драматург – он и есть локомотив театра, он должен вести театр вперед. Я бы призвал драматургов не идти на поводу у конъюнктуры.

Считаю, что многие нерешенные ныне проблемы театров – это результат отсутствия государственной программы по реформированию в области культуры. Только в результате системного подхода к решению обозначенных проблем развития драматургии и театра на основе единой государственной концепции мы сможем через какое-то время сформировать и нового зрителя. Ведь театр, что бы там ни говорили, - это элитарный вид искусства. И превращать его в двухчасовое развлекательное, «кассовое» шоу, ну, никак нельзя допустить. Как проделали это с эстрадой…

Все сводится к деньгам. Что у драматургов, что у театров. Бюджет театра таков, что о расширении творческих возможностей труппы и мечтать не приходится. Скажем, в год я мог бы поставить 10 спектаклей. Но средств на это выделяется смехотворно мало, да из года в год их еще и сокращают. Неужели в нашей нефтяной республике не найдется меценатов, готовых достойно поддержать, по примеру хоккейной или футбольной команды, 9-10 театров? Иначе, как можно удержать в театре талантливую молодежь, если заработная плата не превышает 2000-2500 рублей?

Теперь в отношении зрителя. Его нужно начинать воспитывать с юных лет, начиная со школьной скамьи давать знания по истории искусства, театра, затем можно продолжить в системе специального и вузовского образования.
К сожалению, на высоком уровне внимания человеку искусства в обществе нет.

Р.С.: На обсуждаемую здесь тему я даже критическое произведение написал. Вот мы говорим о драматургах. Их у нас человек тридцать. И многие из них очень хорошо осведомлены о театральной жизни, актерской профессии. Среди них Гафур Каюмов, Данил Салихов, Фанавиль Галиев, Туфан Миннуллин, Рабит Батулла, Юнус Сафиуллин, Мансур Гилязов…Им не надо объяснять, что есть театр и какая должна быть драматургия. Театр держится на этих именах.

А на сцене мы зачастую видим псевдодраматургию. Зритель перестает ходить в театр, потому что не находит там ответа на свои наболевшие вопросы.

Театр одного режиссера – тоже не в пользу. Если дальше так пойдет, то театр им.Тинчурина вовсе потеряет зрителей, да и камаловцам пора задуматься об этом.

Х.И.: Какая пьеса нужна сегодня театрам? Принесешь вещь философского плана, режиссер почитает, одобрит, но в постановке откажет. Потому что «народ на это не пойдет». Приносишь «бытовое» произведение, его тоже не принимают. Так что же нужно театру? Драматурги сегодня – «враги» режиссеров, это надо признать. И как в таких условиях что-то творить? Писатель, драматург - он не может не писать, но ведь и плодами своего труда он пользоваться вправе. Хочу призвать всех нас найти общий язык, объединиться. В конечном счете, самую справедливую оценку нашим усилиям дает зритель, читатель. Мы не должны обмануть его надежды.

Беседу вел журналист Сулейман Назмиев

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100