news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

FORUM 18, Norway

Действительно ли учителя из Турции и последователи традиционного марийского язычества являются религиозными экстремистами?

Действительно ли учителя из Турции и последователи традиционного марийского язычества являются религиозными экстремистами?

После недавней хвалебной речи Президента России Дмитрия Медведева об успешной борьбе с экстремизмом, в стране в этой сфере произошли некоторые изменения, свидетельствующие о том, что внимание борцов с экстремизмом переключилось с местных пререканий с представителями ислама на более широкую область, включившую в себя другие религиозные группы. Их целью стали Татарско-турецкие лицеи, традиционное марийское язычество и свидетели Иегова. В новом Федеральном списке экстремистских материалов, изданном 16 мая, снова доминирует исламская литература. Этот месяц также ознаменовался обходами подозреваемых в экстремистской деятельности организаций и жителей Республики Татарстан и Мордовии и закрытием мусульманской женской больницы в Республике Дагестан, также предполагаемо экстремистской. И все это произошло с участием ФСБ. В последние дни в столице Республики Татарстан Казани ученики и выпускники Татарско-турецких лицеев организовали встречи и демонстрации, выступая против закрытия лицеев. В Татарстане работает семь таких лицеев, государственных среднеобразовательных учреждений, штат которых на четверть состоит из турков, и научные предметы преподаются на английском языке. Каждый год число мальчиков, желающих поступить в лицеи, намного превосходит количество мест. Марат Фаттиев, директор лицея №4 Казани сообщил, что среди основных жалоб со стороны государства было нарушение запрета создания религиозных организаций на базе государственных учреждений (статья 1, часть 5 Закона об образовании 1992 года) и необходимости согласия родителей на религиозное образование в учебных заведениях (статья 5, часть 4 Закона о религиях 1997 года). Г-н Фаттиев также прочитал корреспондентам Forum 18 отрывок из одного из документов, в котором говорилось о том, что учителя-турки проводят с учениками лицея тайные религиозные встречи, что рассматривается как пропаганда. Г-н Фаттиев настаивает на том, что не существует никаких оснований для подобных обвинений: «Мы принимаем в лицей представителей всех этнических групп и религиозных конфессий, без всякого отбора – даже последователей Харе Кришны. Лицей – это светское учреждение, здесь не проводится никаких религиозных занятий». При предупреждении о возможном закрытии лицеев прокуратура ссылается на уголовное расследование № 300079. По словам г-на Фаттиева он никогда раньше не слышал об этом деле, однако прокуратура предоставила корреспондентам Forum 18 документальные подтверждения о том, что в данном деле расследовалась деятельность религиозно-националистической секты «Нурджулар», что с турецкого языка переводится как «последователи Нурси». После того как 21 мая 2007 года Коптевский районный суд Москвы запретил переводить на русский язык работы турецкого теолога Саида Нурси, по всей России судебные исполнительные органа провели неожиданные обходы по домам предполагаемых читателей Нурси. Особой целью стала группа по изучению комментариев к Корану Саида Нурси, состоящая из 50 мусульманских женщин, в городе Набережные Челны Республики Татарстан. Женщины даже подвергались принудительным психиатрическим обследованиям. 10 апреля 2008 года Верховный суд России запретил международную религиозную организацию «Нурджулар» как экстремистскую. Женщины, последователи Нурси из Набережных Челнов, сообщили, что они никогда ничего не слышали о татарско-турецких лицеях. Тем не менее, целью двух государственных проверок, проведенных в лицее №4 в июле и сентябре 2007 года, был поиск литературы Нурси. По словам директора лицея, представители прокуратуры и министерства образования предъявляли ему документы, составленные по результатам второй проверки, в которых утверждалось, что турки, работающие в лицее, распространяют запрещенную литературу Нурси. Во время второй проверки, согласно заявления г-на Фаттиева, они делали ксерокопии страниц из англоязычных учебников по физики, химии, математики и информационным технологиям, изданных в Турции. Однако представитель пресс-службы прокуратуры Татарстана Равиль Вахитов настаивает на том, что проверка не была связана с запрещенной литературой: «Существовали нарушения различных федеральных законов – практически ничего, связанного с религией».
Соседняя Республика Марий-Эл также столкнулась с религиозными запретами со стороны властей. В отличие от Западной Европы марийское язычество здесь существует очень давно и не является образованием нового века. Вместе с христианством и мусульманством марийская национальная религия здесь носит статус традиционной религии. Местной национальной организации «Мари ушем» («Союз мари») запретили объявлять о проведении 25 мая традиционного праздника Агавайрем («праздник полевых работ») в средствах массовой информации. Но Нина Максимова, председатель организации, уверена, что даже при отсутствии гласности на праздник соберется более 100 человек – и русские, и чуваши, и марийцы.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100