news_header_top_970_100
news_header_bot_970_100

Фаяз ШАБАЕВ:

«Процедура тестирования на наркотики дает тот положительный эффект»

В пресс-холле информационного агентства «Татар-информ» прошел видеомост Москва (РИА «Новости») – Казань на тему "Ранняя профилактика наркомании в школе: тестирование как инструмент".

Предметом обсуждения стали итоги заседания Президиума Госсовета в Иркутске, на котором Президент РФ Дмитрий Медведев поддержал идею тестирования на наркотики в школах и заявил о необходимости принятия федерального закона, регламентирующего такие проверки. В ходе обсуждения были затронуты вопросы содержательного наполнения закона, правового регулирования и самой процедуры тестирования, принципы безопасности для семьи и ребенка при использовании результатов тестирования.

Напомним, что Татарстан стал первым регионом России, в котором с 2006 года начали проводить антинаркотические обследования в школах и вузах, поэтому его опыт в этом вопросе имеет большое значение.

Участниками видеоконференции в Москве стали: заместитель руководителя аппарата Государственного антинаркотического комитета, начальник управления по Центральному федеральному округу Геннадий Удовиченко; заместитель начальника Управления аппарата Государственного антинаркотического комитета по Центральному федеральному округу Аркадий Назаров; начальник отдела аппарата Государственного антинаркотического комитета Владимир Назаров; член рабочей группы при Общественной палате РФ по реорганизации наркологии в России, специалист московского реабилитационного центра "Вершина" Александр Савицкий; директор Центра правовых прикладных разработок Высшей школы экономики Артемий Рожков.

Участники в Казани: начальник Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан Фаяз Шабаев; начальник отдела координации антинаркотической работы Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Разия Садыкова.

Любой федеральный закон, который затрагивает интересы граждан, должен пройти некую общественную экспертизу, а тем более такой закон, который касается детей. Именно поэтому мы начали одно из первых мероприятий по обсуждению закона.

Г.У.: Проблема наркомании на сегодняшний день стоит в стране очень остро. Если говорить о статистике, то на учете в наркодиспансерах сегодня состоят более 655 тысяч наркозависимых. Что касается школьников, то таких данных, к сожалению, у нас нет. Но в прошлом году Минобрнауки проводил опрос молодых людей в возрасте от 11 до 24 лет. Лиц, хотя бы раз употреблявших наркотики, среди опрошенных оказалось 25 процентов. Из них 15 процентов употребляли наркотики от 1 до 3 раз, 7 процентов - с частотой от 2 раз в месяц до 1 раза в неделю, 3 процента - с частотой 2-3 раза в неделю или ежедневно. На мой взгляд, это внушительные цифры. В этой связи следует говорить о том, что вопрос наркотизации школьников должен находиться под постоянным государственным контролем. И одним из наиболее эффективных путей выхода из ситуации должно стать создание системы раннего выявления.

Р.С.: Республика Татарстан имеет достаточно серьезный опыт в проведении тестирования учащихся. Наиболее масштабное исследование было проведено в 2008 году, когда мы охватили всех учащихся общеобразовательных школ, студентов вузов, ссузов и учащихся учреждений начального профессионального образования, а также лиц призывного возраста. Начинали его с распоряжения Правительства республики, в котором было предусмотрено, что учащиеся общеобразовательных школ будут проходить тестирование в рамках профилактических медицинских осмотров. Что касается студентов учреждений профобразования, то в правила внутреннего распорядка этих учреждений были включены пункты, которые обязывали студентов проходить тестирование.

Обследование осуществляли врачи-наркологи. Для организационных мероприятий был создан оперативный штаб при Министерстве образования и науки РТ, в который вошли представители всех заинтересованных ведомств и советы ректоров вузов и ссузов.

За прошедшие 5 лет мы протестировали более 650 тысяч учащихся и студентов, среди которых выявили 819 потребителей наркотиков. Мы считаем, что эта мера в комплексе всех профилактических мероприятий одна из самых действенных. Она, безусловно, имеет очень серьезный сдерживающий характер.

Ф.Ш.: Хотелось бы добавить небольшую информацию, что в процедуре тестирования не принимают участие сотрудники службы наркоконтроля. Информацией о личных данных тех, кто был выявлен, не располагаем ни мы, ни администрации учебных заведений, чтобы не было поводов для принятия репрессивных мер в отношении учащегося. В первый год начала тестирования, охватившего более 15 тысяч старшеклассников и студентов, почти тысяча человек отказалась от участия в тестировании. Но когда родители и дети осознали, что информация за пределы учреждения здравоохранения не уходит, в последующие годы отказов было значительно меньше.

Если на момент проведения первого тестирования в 2006 году у нас доля учащихся от общего количества лиц, больных наркоманией, составляла 1,7 процента, то на сегодняшний день эта цифра составляет всего 0,2 процента. Доля учащихся, состоящих на профилактическом учете, в 2006 году составляла 6,7 процента от общей массы, на сегодняшний день – всего 2 процента. Эта статистика говорит о том, что процедура тестирования дает тот положительный эффект, который мы и хотели получить.

Конечно, у нас в республике есть небольшая тенденция увеличения количества лиц, состоящих на учете в наркодиспансерах, но мы можем сказать, что это не за счет школьников и студентов, а именно за счет лиц, привлеченных к уголовной ответственности, и безработных.

Конечно, тестирование – это один из элементов системы мониторинга наркоситуации, но не нужно забывать, что речь идет о безопасности ребенка и семьи. Что нужно для того, чтобы этот принцип соблюдался?

Г.У.: В 2010 году в России было протестировано 344 тысячи школьников, из них было выявлено около 1 процента наркопотребителей. Это достаточно большое количество. На наш взгляд, тестирование должно проходить в несколько этапов. Первый этап – это социологический опрос, который должны проводить в школах преподаватели с привлечением врачей-наркологов. Этот опрос как раз и должен выявить группу риска. Вторым этапом должно стать практическое тестирование. Его следует проводит в учреждениях Минздрава, в рамках регулярных профилактических медицинских осмотров.

Что касается инструментария, то это тоже важный вопрос. Метод экспресс-полосок дает определенную долю погрешности, которая иногда доходит до 10 процентов. Есть необходимость говорить о том, что тестирование должно проводиться в химико-токсикологических лабораториях.

А.Р.: В законе, на наш взгляд, также необходимо закрепить право родителей отказаться от участия их детей в тестировании, но при этом напомнить им, что именно они в первую очередь несут ответственность за своего ребенка. Поэтому в случае отказа нужно максимально усилить ответственность родителей.

Р.С.: Если бы в Федеральном законе была принята норма, что такое тестирование является одной из составляющих диспансерного осмотра школьников, то можно было бы уйти от слов «обязательное» или «добровольное». А плановый характер тестирования будет менее эффективным, поскольку в свое время мы тоже предупреждали школы о том, что будем проводить обследование. Некоторые ребята «заболевали» к этому времени или не приходили на обследование по иным причинам. То же самое будет происходить, если проводить тестирование на базе медицинских учреждений. Не все ребята будут являться в поликлиники. Поэтому проведение осмотров в самом образовательном учреждении и в режиме «внезапности» будет способствовать максимальному выявлению потребителей.

Также хотелось бы добавить, что в случае выявления факта употребления наркотиков, родители должны быть проинформированы об этом. Проведение профилактической работы в отрыве от родителей будет не совсем полноценным.

Г.У.: В качестве небольшой ремарки скажу, что в прошлом году вышел приказ Минздрава, в котором говорится о том, что возраст диспансеризации несовершеннолетних, решение о которой принимают родители, повышен до 18 лет.

Конечно, все эти вопросы нужно решать на уровне семьи. В рамках подготовки к заседанию президиума в Иркутске мы обсуждали эти вопросы. Одним из предложений, заслуживающих внимание, было предложение о создании так называемого «паспорта здоровья». Он сопровождает студента во время его обучения в вузе, и при трудоустройстве должен стать востребованным работодателем.

Р.С.: Возвращаясь к тестированию и к вопросу о том, как поступать с выявленными потребителями, хочу сказать, что чаще всего мы выявляем тех, кто употреблял наркотики только один раз и не нуждается в лечении и реабилитации. Поэтому данный молодой человек берется под профилактическое наблюдение в течение года. В том случае, если он регулярно посещает нарколога и психолога, сдает анализы, которые не подтверждают повторного факта употребления, он снимается с наблюдения. Чаще всего 60 процентов ребят снимаются с этого наблюдения, 20 процентов нарушают режим общения с наркологической службой и срок их наблюдения продолжается, еще 15-20 процентов выпадают из поля зрения. Возможно, они являются теми потенциальными наркобольными, которые приобщаются к регулярному употреблению.

Материал подготовила Светлана ЕМЕЛЬЯНОВА

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2