Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Fatixa//СУРЫ КОРАНА ЗВУЧАТ В МУНАДЖАТАХ//2 ноября, №44
Мунаджаты, как оформленный литературный жанр, появились в арабской литературе (в Ираке, Иране), есть предположения, что в суфийской поэзии. Но Е.Э.Бертельс писал, что “лирика дидактическая, которая может быть названа суфийской лишь постольку, поскольку она исходит из суфийских кругов, ибо терминологией суфизма она почти не пользуется и ничем не отличается от мусульманской религиозной лирики”. Мунаджаты известны как обращение к Творцу — Аллаху. Этот жанр в тюрко-татарской среде стал очень популярным, народное творчество обогатило его мотивами тюркских плачей, восходящих еще к Орхоно-Енисейским руническим письменам, к тюркским эпитафиям, обрядам. Распространение мунаджатов в булгаро-татарском народе связано, очевидно, с X–XI вв., когда Ислам становится государственной религией в Волжской Булгарии (922 г.).
В татарском устном народном творчестве они составили синтез произведений татарских поэтов (Кол Гали, Г.Кандалый, Кол Шариф, Г.Утыз Имяни, Каргалый и др.) с отрывками из тюркских дастанов, становились народными, переходя устно от исполнителя к исполнителю. В литературах Востока, например, в турецкой литературе мунаджаты — многочисленный жанр все известные поэты пишут воззвания, а в народном творчестве воззвания к Аллаху называются илахи, мольбы к творцу. У нас же мунаджат как литературный жанр, в связи с отсутствием, после XVI века, придворной литературы и искусства, не развился в самостоятельный, но получил широкое развитие в творчестве отдельных, в том числе вышеназванных поэтов. Шакирды медресе, часто выходцы из народа, и сами владевшие пером, несли это искусство в массы и устно, и письменно. Особенно оно распространилось в XIX веке, в том числе и благодаря высокому поэтическому таланту Г.Кандалый. Фольклоризация произведений известных поэтов шла из века в век. До сих пор многие популярные в народе мунаджаты восходят к творчеству татарского поэта и выделяются поэтическим совершенством. Это такие, как “Одинокое дерево”, “Дорогое дитя мое” и др.
Судьба мунаджатов магически повторяла, определенным образом, судьбу народа. Их развитие то останавливалось, то вновь бурно расцветало после резких общественных, политических перемен в жизни народа - носителя фольклора.
В XIX–XX веках мунаджаты в народе часто назывались “илаџи бђет” - божественные стихи, робагый. По содержанию они были также обращением к Аллаху, раскаянием в грехах. Те, которые в советское время под видом “дљньяви” — светские собирались и издавались, например, в томе “Баиты” в Казани в 1983 году, утратили традиционное для жанра начало “Бисмиллаџи-ђр-рахман ђр-рахим”.
Новый расцвет, можно сказать, феномен жанра мунаджат ярко проявился в 90-е годы XX века. Это было связано с поворотом общества к духовности, с возвращением религиозных свобод, веры во Всевышнего. За короткое время (1995–2000 гг.) вышло 6 сборников татарских мунаджатов, очень солидный том этих песнопений был издан Кутдусом Хуснуллиным с вариантами, с примечаниями.
По радиоэфиру, по телевидению, например, на концертах З.Сахабиевой звучали мунаджаты, вышли кассеты с записями певицы Гульзады Сафиуллиной. По качеству, по поэтическому совершенству они, особенно в сборниках неравноценны, но очень искренни в своей мольбе к Аллаху и раскаянии в грехах. Эти произведения объемлют собой разные темы: религиозно-философские обращения к Аллаху, о пророке Мухаммаде, о жизни и смерти, об отношениях матери и ребенка и др.
В мунаджатах религиозно-философского характера (они наиболее популярны на сегодня) речь идет об основополагающих столпах ислама, его постулатах; воспевается вера-иман, Аллах как создатель всего сущего, мироздания, всей окружающей природы и венца творения — человека. Подобные мысли, рассуждения воплотились в таких мунаджатах, как “Один он, мой Аллах”, “Аятел-кљрси” (Трон Аллаха), “Слава создателю” и др. Очень торжественно, под мелодию ритма гимна исполняется (у мунаджатов есть свои мелодии) “Один он, мой Аллах”. Лейтмотивом его является сура “Ихлас”(112:1-4) (Очищение). Его почти все татары знают с детства наизусть: “Бисмиллаџир-рахманир-рахим! Кул џуђл-лаџу-ђхђд. Алла џус-самад лђм йђлид вђ лђм йњлђд вђ лђм йђкул-лђџњ куфњђн ђхђд”. Мунаджат звучит так:
Инандым мин Аллага,
Алланыћ барлыгына,
Алланыћ берлегенђ-
Бердер Аллаџым бђнем.
Впервые был издан в 2005 г. и сборник мунаджатов, где напечатаны их переводы (поэта С.Малышева):
Верю в бога одного
Лишь Аллаха моего. Бога нет, кроме него —
Ты один, о мой Аллах.
Эта попытка значима тем, что передает точное их содержание на русском языке в поэтическом оформлении.
Есть целый цикл произведений, посвященный священному месяцу “Рамазан”, встрече его, прославлению и прощанию с ним — “Ђлвидаг”. Есть мунаджат, исполняемый на очень проникновенную мелодию “Иннђ ђнзђлнђџ” (97:1–55). Переводится так: “Мы ниспослали”. Слова из суры “Лейлят аль кадр”. Она ниспослана в честь 26 дня месяца рамазан — Кадер кич. В этот день Джабраил, ангел Аллаха, впервые посетил Мухаммеда в пещере на горе Хира и с тех пор стал передавать ему текст священного Корана. Здесь речь идет о том, что читающий эту молитву встанет в один ряд с пророками.
Многочисленные произведения о пророке Мухаммеде освещают в поэтической форме его жизненный путь, составляя как бы житие. Подробно описывают его день рождения “Маулид”, все этапы становления ислама.
Сђхђр вакыты, таћ алдында,
Ќирнећ йљзе нурга тулды.
Џђр мђхлњклђр хђйран булды.
Кђгъбђдђге биек потлар
Ќиргђ тљште, џђлак булды.
На рассвете, на заре
Лучи осветили землю.
Все живое поразилось —
Глыбы — идолы Каабы
Упали наземь и разбились.
В день рождения пророка были разрушены все идолы. Тут кратко показана борьба пророка с многобожием, с язычеством.
В татарском народе популярно произведение, которое стало фольклорным, оно написано турецким поэтом Сулейманом Челеби, жившим в Османской империи в 1350–1442 гг., — “Маулидин-наби”. Оно исполняется в месяц рождения пророка как ритуальное произведение, восхваляя и поминая его, и включает в себя молитвы и салаваты в честь расула. Рождение пророка народ вслед за С.Челеби представляет легендарным, что осуществляется фольклорным мотивом — перед рождением пророка мать видит, что свет, сияние лучей поднимается, истекая из ее дома, прямо к небесам. Сияние было подобно солнцу.
Диде: “Књрдем, — ул Мљхђммђт анасы. — Бер гаќђп нур, нђкъ кояшныћ яктысы! Ялт итеп чыкты ивемнђн шул заман, књклђргђ тик нур булып тулды ќиџан” (Маулидин, с. 23).
В мунаджатах особо подчеркивается, что Мухаммед — последний пророк, посланный людям Аллахом для распространения и утверждения истинной веры-ислама.
Жанр, существовавший в народе после 1917 г. как бы тайно, в ритуальном исполнении, после 90-х годов обрел новое дыхание, новый подъем. Мунаджаты, избегая голой назидательности, находят новые поэтические формы для проникновения в души людей, чтоб осветить их светом веры.
Айсылу Садекова,
доктор филологических наук.
Шамаили Рушана Шамсутдинова
Айсылу Садекова,
доктор филологических наук
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»