news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Фарид ТУКТАРОВ:

«Татарстан более 10 лет занимается вопросами повышения энергоэффективности»

На состоявшемся в Казани межрегиональном совещании по энергосбережению заместитель министра энергетики Татарстана Фарид ТУКТАРОВ рассказал об опыте республики в этой сфере и поднял актуальные проблемы. Предлагаем вашему вниманию основные моменты из этого выступления.

Республика Татарстан более 10 лет занимается вопросами повышения энергоэффективности. Были приняты и реализованы две программы энергосбережения. За десять лет их реализации энергоемкость валового регионального продукта снижена на 40 процентов. При этом налицо реальная связь между показателями эффективного использования энергоресурсов и качеством жизни населения.

За эти годы нам удалось апробировать ряд системных решений, которые были использованы при подготовке ряда федеральных нормативных правовых актов. 29 июля 2010 года в республике принята долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и энергоэффективность в Республике Татарстан на 2011-2015 гг. и на перспективу до 2020 года», которая стала логическим продолжением предшествующих программ. Основной индикатор программы - снижение энергоемкости ВРП на 40 процентов установлен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04 июня 2008 года.

Основным механизмом реализации долгосрочной целевой программы является разработка и реализация программ министерств, ведомств, муниципальных образований, предприятий и организаций республики. Разработаны и утверждены программы энергоэффективности муниципальных образований, целый ряд отраслевых программ энергосбережения (информатизации, связи, сельского хозяйства, лесного хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства), программ энергоэффективности социальных отраслей (здравоохранения, социальной защиты, культуры, образования).

Разработаны программы на предприятиях, потребляющих более 90 процентов энергоресурсов в промышленности республики.

Также мы в республике работаем над снижением издержек через применение типовых решений в энергообеспечении предприятий и организаций республики. При этом необходимо обратить внимание, что применение типового стандартного оборудования и технических решений не только у энергопроизводителей, но и у потребителей позволяет кратно снизить издержки, повысить надежность, безопасность производства. 

В республике разработан широкий спектр типовых решений, включающий в себя и типовые проектные, и тиражно-заказные решения, и системы высокой степени готовности. И нашей задачей является их максимальное использование.

* * *
Хотелось бы остановится на тех проблемах, с которыми мы сталкиваемся в реализации политики энергосбережения и на том, как мы их решаем. 

В настоящее время необходим комплекс мер, стимулирующих обеспечение эффективного использования энергоресурсов в реальном секторе экономики. Например, в Татарстане в этой сфере потребляется более 80 процентов всех первичных энергоресурсов. Да, имеются ряд механизмов - прежде всего я имею в виду предоставление государственных гарантий предприятиям, реализующим проекты в области энергосбережения, однако этого явно недостаточно. В этой связи необходимо сформировать более внятные требования к энергоэффективности для реального сектора. Считаем, что необходимо установление целевых индикаторов, отражающих темпы снижения энергоемкости продукции.

Приведу пример.

Основным интегральным индикатором, определяющим эффективность деятельности энергетического комплекса являются нормативы потерь и удельные расходы топлива на производство энергии. Следовательно, мы должны их устанавливать не только с учетом фактического технического состояния, а и тех целевых показателей, закрепленных в Федеральной программе энергосбережения. По аналогии с бюджетными учреждениями, для которых целевым показателем является ежегодное трехпроцентное снижение потребления энергоресурсов.

Мы у себя в республике приняли такое решение в отношении предприятий, нормативы для которых утверждаются на региональном уровне. Считаю, что аналогичные решения могут быть приняты и на федеральном уровне и этот подход должен быть распространен на газовую и нефтяную промышленность.

Хотелось бы обратить внимание еще на одну проблему. Федеральным Законом № 261-ФЗ заметно ужесточены требования к проведению энергетических обследований. До конца 2012 года энергоаудит должны пройти органы государственной власти, местного самоуправления, организации с участием государства или муниципального образования. В республике насчитывается более 7300 таких учреждений. Полноценный энергоаудит бюджетных организаций в соответствии с действующими нормативными актами минимально оценивается в 40-50 тыс. рублей, а у нас в республике около 40 процентов бюджетных учреждений ежегодно потребляют топливно-энергетических ресурсов на сумму, не превышающую 50 тыс. рублей: это ФАПы, сельсоветы и т.п. 

Мы договорились с СРО энергоаудиторов о минимизации затрат на энергоаудит. Для упомянутых выше категорий бюджетных учреждений затраты на энергоаудит не должны превышать 3 процента от годового потребления ТЭР. Однако, если мы сейчас не договоримся о единых подходах к целевой политике, то может возникнуть ситуация, когда разница в затратах на энергоаудит типового бюджетного учреждения в различных регионах может быть значительной, а это будет трактоваться соответствующими органами власти как коррупционное проявление. 

В этой связи представляется целесообразным утверждение типовых методики и прейскуранта стоимости энергоаудита различных категорий бюджетных учреждений, а также законодательное закрепление возможности проведения энергетических обследований мелких бюджетных учреждений по упрощенной форме.

Есть еще одна проблема. В конце прошлого года была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», которой предусмотрены механизмы оказания государственной поддержки за счет средств федерального бюджета реализации региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, однако до настоящего времени не принят нормативный акт, устанавливающий механизм оказания такой поддержки.

Подготовил Анвар МАЛИКОВ.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100