Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Евгений ПАНОВ: «Казанский генерал освобождал узников Освенцима»
В преддверии Международного дня памяти жертв Холокоста прошел мультимедийный видеомост Москва (МИА «Россия сегодня») – Казань (ИА «Татар-информ») – Кишинев. В ходе мероприятия был представлен трейлер новой документальной ленты о спасении людей в те тяжелые годы – «Аллеи Буниных».
Фильм режиссера Григория Илугдина переносит зрителей в 1940 год. Фильм, съемки которого проходили в Израиле, Германии, Франции, Брянской и Орловской областях, Музее Холокоста на Поклонной горе, рассказывает о драматической истории спасения в годы Второй мировой войны на вилле Ивана Алексеевича Бунина во Франции писателя Александра Бахраха, пианистов Александра Либермана и его жены Стефании. В окрестностях города Грасса они снимали виллу «Жанетта», ставшую приютом Буниных и их друзей на долгие пять лет.
Одним из спикеров с казанской стороны стал кандидат исторических наук, доцент Евгений Панов. Он рассказал о судьбе Федора Красавина, чья дивизия освободила узников Освенцима - самого большого концлагеря Третьего рейха, ставшего могилой миллионов человек. Впоследствии Федора Михайловича назначили начальником Казанского гарнизона.
Далее приводим рассказ Евгения Панова от первого лица.
Я давно занимаюсь военной историей Казанского гарнизона. В центре Казани расположено Арское кладбище, на котором есть и воинские захоронения, и отдельные могилы. Шесть лет назад, находясь на этом кладбище как раз накануне юбилея Великой Победы, я увидел неприметный одиноко стоящий памятник. На нем я с трудом прочитал надпись, что здесь покоится начальник Казанского гарнизона послевоенного периода Федор Красавин. Таким образом, возник мой интерес к этой личности, незаслуженно забытому генералу, офицеру. Занимаясь в центральном архиве Министерства обороны в Подольске, беседуя с ветеранами, проживающими в Казани, я получил фотографию Красавина. Я также узнал о его непростой судьбе.
В 1938 году в звании подполковника Красавин с женой были репрессированы, оказались в тюрьме. Почти весь первый период войны он находился под арестом. И только в феврале 1942 года был освобожден из-под стражи. Армии не хватало опытных командиров, а он был именно из таких. Ему доверили 263-ю дивизию, которая сражалась в Карелии. Далее в составе дивизии, которой он командовал, он оказался на Львовщине. Там ему поручили за год до освобождения Освенцима, 28 января 44 года, командовать сотой стрелковой дивизией второго формирования, потому что от первого уже ничего не осталось. В ноябре 44-го года ему присваивают воинское звание генерал-майор, потому что он участвовал в освобождении Львова. А дивизия получила почетное наименование Львовская. Ему также выпала очень сложная задача участвовать в освобождения юга Польши. Именно в ходе Висло-Одерской стратегической наступательной операции генерал-полковник Курочкин поручил ему овладеть городом Освенцим и одноименным концлагерем и освободить заключенных в нем узников.
Предстояла серьезная военная операция, потому что «город обреченных», как называют Освенцим, охраняло две пехотные дивизии. Они были усилены танками и двумя отдельными батальонами. Кроме того, внутри нес охрану батальон СС. Была создана большая группировка в глубину. Был январь месяц, морозная зима. Дивизия Красавина была обескровлена двухнедельными боями. Ему пришлось сделать перегруппировку, форсировать две водные преграды. Сам штурм был назначен на 7 часов утра 27 января 1945 года. Нельзя было применять артиллерию, так как бараки находились очень близко друг от друга. И наряду с эсесовцами, естественно, были узники. Гитлеровцы сопротивлялись яростно. Бой доходил до рукопашной схватки. В этом я, работая в архиве, убедился лично. Но от оружия воинов дивизии, которой командовал Федор Михайлович, не погиб ни один узник. К 12 часам был освобожден сам город, водружено Красное знамя. Около 15 часов освободили сам концлагерь и его филиал Биркенау. В основном лагере около 10 тысяч заключенных уцелели, в филиале – около 8 тысяч человек. При штурме погибло много и наших воинов. В частности, из этой дивизии, по данным архива – погибло 67 и 119 были ранены.
Фашисты пытались скрыть следы преступления. Когда наш генерал Красавин оказался там, к этому времени 4 из 5 крематориев было взорвано, сожжено 29 из 35 складов. Там немцы сортировали и готовили к отправке в Германию вещи уничтоженных узников. Но и в уцелевших складах воины дивизии обнаружили 800 тысяч комплектов женской одежды и 350 тысяч мужской одежды и обуви. Также были найдены около 7 тысяч килограмм женских волос и десятки тысяч зубных протезов.
Командир дивизии закончил боевой путь под Прагой. За боевые заслуги был награжден полководческим орденом Александра Невского. Кроме того, его грудь к концу войны украшали Орден Ленина, два ордена Боевого Красного знамени, орден Отечественной войны. После войны боевой путь генерала продолжился в Казани, где он был назначен начальником Казанского гарнизона. На этом боевом посту он оставался до последних дней своей жизни. Он умер от паралича сердца 7 февраля 1948 года. С воинскими почестями был похоронен на Арском кладбище.
Вторая семья Красавина установила ему памятник, на котором написаны слова: «Здесь покоится тело начальника Казанского гарнизона, генерал-майора Красавина Федора Михайловича». Также там есть надпись – последний подарок дорогому мужу и отцу от жены и детей. По моим данным, его брат воевал на фронте, погиб в годы войны. Второй брат после войны проживал на родине в Ярославской области. Во втором браке у Красавина было двое детей – сын и дочь. Возможно, наши поисковики найдут выходы на потомков семьи генерала, и к майским праздникам мы встретимся с ними и расскажем о судьбе их отца, этого прекрасного человека, как говорили ветераны-фронтовики.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»