news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

ЕСПЧ зарегистрировал жалобу на бесчеловечные условия содержания в казанской психбольнице

Страсбургский суд попросил представить дополнительную информацию о 30-месячном содержании женщины в стенах психиатрического учреждения.

(Казань, 4 июля, «Татар-информ»). Европейский суд по правам человека уведомил Альфию Габетдинову (имя и фамилия изменены по этическим соображениям) о присвоении №9800/12 ее жалобе на бесчеловечные условия содержания в Республиканской клинической психиатрической больнице имени Бехтерева (РКПБ). Об этом сообщает пресс-служба Казанского правозащитного центра.

Адвоката Ирину Хрунову, представляющей интересы экс-пациентки, попросили заполнить информационную таблицу об условиях содержания заявителя. В частности, описать площадь, количество обитателей спальных мест в палате учреждения, где находилась Габетдинова; рассказать об условиях прогулок на свежем воздухе, указать высоту шторки у унитаза, частоту и длительность помывок, количество леек и т.д.

«В настоящее время эти сведения подготовлены и направлены в Европейский суд», - заявила адвокат Ирина Хрунова, сотрудничающая с Казанским правозащитным центром.

Напомним, в своей жалобе женщина указывает, что в ее деле имело место нарушение статей 3, 5 и 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые выразились в бесчеловечных и унижающих достоинство условиях содержания в медицинском учреждении, в непредставлении медицинской помощи, незаконном содержании в психиатрическом стационаре, а также в незаконном вмешательстве в ее личную жизнь. Женщина просит взыскать с РФ справедливую компенсацию за перенесенные страдания.

С мая 2009 по декабрь 2011 года заявительница находилась в инфекционном отделении Республиканской клинической психиатрической больницы имени Бехтерева. В палате вместо туалета стояло отгороженное переносной ширмой ведро, которым по очереди пользовались пациенты. Рядом за столом принимали пищу другие больные.

«Ширма тряпичная, не закрывала больного со всех сторон, ее в любой момент могли отодвинуть мужчины, поэтому пациент никогда не чувствовал себя изолированным, - приводят слова женщины правозащитники. - Ведро выносили 1 раз в день, когда оно наполнялось содержимым, все остальное время ведро находилось в непроветриваемой палате, поэтому во всем отделении стоял сильный неприятный запах. В палате не было и умывальника, в баню я могла ходить только раз в 10 дней, однако никто из медицинского персонала не следил за качеством мытья пациента».

Женщину неоднократно привязывали к кровати. При этом в процедуре принимали участие пациенты больницы мужского пола.

На протяжении 2 лет заявительница не была на прогулке на свежем воздухе, за исключением случаев доставления ее на судебные заседания. Все вышеперечисленные факты подтверждены проверками, осуществлявшимися сотрудниками Роспотребнадзора и прокуратуры, сообщают правозащитники.

Кроме того, правозащитники сообщают, что с момента поступления в медицинское учреждение заявительница, будучи ВИЧ-позитивной, являлась кандидатом на получение антиретровирусной терапии. Но врачи РКПБ с соответствующей заявкой в местный СПИД-центр так и не обратились. Из-за этого у женщины резко ухудшилось здоровье.

Несмотря на то, что в актах медицинского освидетельствования женщины не обосновывалась ее опасность для окружающих и обязательность стационарного, а не амбулаторного лечения, суды неоднократно продлевали срок ее принудительного лечения в медицинском учреждении. Основанием для этого были доводы врачей РКПБ, что она «внешне неопрятна, не следит за собой», и акты медицинского освидетельствования, которые являлись идентичными, были выполнены «слово в слово» и не имели различий по тексту.

Также заявительница в течение длительного времени не могла сообщить родственникам, какое именно лечение она получает - она лишь говорила, что ей делают уколы и дают таблетки. Ее мать, признанная ее опекуном, пыталась узнать у врачей подробности лечения, но получала отказ. Только после письменных обращений на имя руководства больницы женщине предоставляли необходимую информацию. Заявительница полагает, что отказ в возможности выбрать лечащего врача в рамках ее принудительного лечения в психиатрической больнице также является незаконным актом вмешательства в ее личную жизнь.

Весной этого года Советский районный суд Казани обязал РКПБ выплатить 15 тыс. рублей бывшей пациентке в счет компенсации морального вреда за неудовлетворительные условия содержания. Эту сумму женщина назвала мизерной. 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100