news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

«Эрмитаж-Казань» открыл первую выставку графика и кинорежиссера Александра Алексеева

В экспозиции представлены прижизненные оттиски с авторских офортов к роману «Анна Каренина».

«Эрмитаж-Казань» открыл первую выставку графика и кинорежиссера Александра Алексеева

(Казань, 4 сентября, «Татар-информ», Оксана Романова). Сегодня в центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка книжной графики уроженца дореволюционного города Александра Алексеева.

В экспозиции представлены прижизненные оттиски с авторских офортов для иллюстрации романа «Анна Каренина», который предполагалось издать в 1957 году. К тому времени Алексеев покинул Россию и успел стать знаменитым французским иллюстратором, мультипликатором и кинорежиссером. Помимо этого, наш земляк (1901 – при. Т-и) был пионером художественной анимации, которым восхищались А.Н.Бенуа, Сальвадор Дали и Орсон Уэллс.

Родина об Александре Алексееве, большую часть жизни прожившем в Париже, вспомнила десятилетия спустя.
Так и не удалось издать книгу с иллюстрациями Алексеева, вскоре после полного надежд и ожиданий письма предполагаемым издателям умер и сам гравер.
Две папки уникальных оттисков были обнаружены, как рассказала сопредседатель Европейского культурного клуба, коллекционер, привезшая графику Алексеева в Казань, Ирина Стежка, при распродаже на аукционе имущества разорившегося издательского дома в 2003 году.

«Я сама не так давно узнала об Алексееве и была поражена его графикой. Некоторое время уже собирая коллекции разных художников, я решила приобрести и его графику. Первоначальная ее стоимость была не столь велика, а я у первых покупателей аукциона приобретала ее уже раз в 5 дороже. Сейчас я не берусь оценить эту уникальную коллекцию, тем более, что как для коллекционера для меня ее ценность измеряется не суммой», – сказала владелица коллекции Ирина Стежка.

Акцентируя на уникальности выставки, директор музея-заповедника Казанский Кремль Зиля Валеева увидела параллели между его творчеством и судьбой, поскольку «работая в технике балансировки света и тени, Алексеев сам долгие годы для нас оставался в тени, и для него его страна была тенью прошлого».

«Он и кадетом был необычным, романтичным. Мог часами рассматривать, как тени бегают на потолке. Сегодня у нас есть очень большой повод для гордости – широту его творчества мы впервые представляем в нашей республике. Первая книга об Александре Алексееве вышла лишь в 1999 году. Мы нашли ее в личной библиотеке Булата Галиева, это была книга о выпускниках Петербургского университета. А ведь он был и инженер, и иллюстратор, и художник – все это с большой буквы. И, конечно, экспериментатор. Словом, как в фильме "Безвестный русский – очень известный француз". Сегодня на выставке кроме трагической судьбы вы сможете увидеть огромный талант», – сказала Зиля Валеева.

Как подчеркнула специалист по графике Академии наук РТ Ольга Улемнова, «ни в одном из видов рисунка повторить такое невозможно, потому что когда художник готовит свою печатную форму, он должен тщательнейшим образом продумать каждую деталь, которая потом будет широко тиражироваться».

«Эта выставка символично открывается не только в преддверии Фестиваля мусульманского кино, но и в преддверии биеннале печатной графики, которая откроется в Казанском Кремле в ноябре», – анонсировала Ольга Улемнова.

К слову, Александра Алексеева можно считать прародителем компьютерной графики. Имеющие кинематографическое или мультипликационное образование знают о нем со студенческих лет: он изобрел знаменитый «игольчатый экран», с помощью которого графика превращалась в анимационные фильмы. Недаром имя Алексеева тесно связано и с Фестивалем мусульманского кино. На одном из первых Минбаров его имя звучало на молодежной площадке, в прошлом году графику был посвящен баннер выставки. Снял об Александре Алексееве фильм в цикле «Русские без России» и Сергей Михалков (можно увидеть в рамках выставки).

Посетить экспозицию можно до 7 октября.
 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100