news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Эммануил МОНАСЗОН: «Я очень высоко оцениваю будущее Казанской консерватории, для этого есть основания»

В агентстве «Татар-информ» прошла пресс-конференция в режиме on-line, посвященная 80-летию основателя фортепианной школы Казанской государственной консерватории Эммануила Монасзона. Во встрече с журналистами приняли участие профессор Эммануил Монасзон, ректор Казанской государственной консерватории им.Н.Жиганова Рубин Абдуллин, певица и актриса из США, лауреат международных конкурсов Ирина Фогельсон, художественный руководитель клезмерского ансамбля «Симха» Эдуард Туманский.

Эммануил Александрович, поздравляю вас с юбилеем. В честь этого события в Казанской государственной консерватории состоялся концерт ваших благодарных учеников. Какие у вас остались впечатления от концерта, как вы оцениваете сегодняшний уровень казанской фортепианной школы?
Э.М.:
В концерте приняло участие очень много моих учеников, которые доставили мне огромную радость, замечательно играли. Публики было очень много и всем, на мой взгляд, доставил удовольствие вчерашний концерт. Для меня Казань – это не просто город, в который я когда-то приехал, а город моей юности, любви. Вчера мы заглянули в Казанскую консерваторию, где я когда-то преподавал, было ощущение, что я вернулся в родные края.

Вы помните свой первый урок, который состоялся 1 сентября 1957 года в Казанской консерватории?
Э.М.:
Тогда я дал свой первый урок в Казани вместе с народной артисткой Татарстана Людмилой Ахмедовой. Вчера она была на концерте, мы встретились с ней во время перерыва. Долгое время она, кстати, работала в Москве. Сейчас я сам живу в Москве. В Казани я был в последний раз в 2002 году, принимал участие в концерте. Столица Татарстана очень сильно изменилась, стала краше. Концерт был для меня особенным, спасибо моим ученикам, которые его организовали.

Рубин Кабирович, Казанская консерватория выпустила книгу, посвященную Эммануилу Монасзону, который является также и вашим учителем. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом?
Р.А.:
У нас сложилась хорошая традиция в консерватории – чтить старшее поколение преподавателей, которые заложили основу профессиональной техники. Книга называется «Монасзон», она родилась совершенно неожиданно, просто каждый ученик Эммануила Александровича хотел что-то сказать о профессоре и непременно это написать, чтобы в дальнейшем это было издано. Мы работали над книгой всего два с половиной месяца. Вы сами понимаете, что это может случиться только тогда, когда человека очень любят, уважают, хотят сделать ему приятное. Здесь можно найти любопытные страницы воспоминаний, в книге очень много документов, семейных фотографий, а также снимков, связанных с историей вуза.

Э.М.: Я потрясен, так как не ожидал, что выйдет такая книга, которая преисполнена любви, уважения. Это попытка охарактеризовать мой путь. Здесь все есть – документы, фотографии. Я бесконечно благодарен всем создателям и авторам этой книги.

И.Ф.: В Казань я приехала, чтобы поздравить своего родного дядю Эммануила Монасзона, так как я урожденная Монасзон, так как мой папа родной брат Эммануила Александровича. Я была также ученицей профессора и училась в Казани. Это многонациональный город с огромной культурой, Песни для концерта подбирали, они на разных языках мира – на русском, английском, еврейском. Я думаю, что для песни не существует границ и я счастлива, что нахожусь в Казани, вижу близких мне людей.

Э.Т.: Ансамбль «Симха» сюрпризов особых не готовил. Концерт – в честь нашего юбиляра. Мы рады, что наконец-то случилось то, что очень долго зрело, мне звонили друзья из США и говорили, что есть такая удивительная певица Ира Фогельсон и предлагали мне спеть вместе. Мы этого очень долго ждали и, наконец, это свершилось. Спасибо тому, что у нее такие гениальные родственники. Ирина – выдающаяся личность, великолепный музыкант с хорошим вкусом.

В одном из материалов, посвященный Ирине Фогельсон, было написано, что когда вы пришли на работу в Ленконцерт, то в исполнении романсов вам отказали на том основании, что вы еще не настрадались. Неужели такое могло быть на самом деле?
И.Ф.:
С одной стороны я даже благодарна комиссии Ленконцерта, так как это дало толчок уехать на запад и там найти себя. Может быть, это было и правильно, потому что я была слишком молодая, чтобы петь глубокие, старинные, русские романсы, которые содержали в себе часть жизни еще не прожитую мной. Я знаю только одно, что я благодарна судьбе за хорошее образование. Я закончила консерваторию в Санкт-Петербурге по классу фортепиано. На этом настоял мой папа. Несмотря на то, что увлеклась эстрадой, хотела бросить учебу, но мой отец сказал, что сначала надо получить диплом, а потом уже добиваться своего. И он был прав, мне это образование много дало и помогло в жизни. Сейчас в Нью-Йорке у меня есть свой детский мюзик-холл. 29 апреля в Нью-Йорке будет большой гала-концерт молодых юных талантов, которые будет исполнять еврейские песни, а я являюсь режиссером этого мероприятия.

Вы уехали из России в США в 1980 году. Были ли моменты, когда вы жалели об этом.

И.Ф.: Мне ничто человеческое не чуждо и мы часто оглядывались назад, где остался Санкт-Петербург, мои родные и близкие. С одной стороны они, а с другой стороны - новая страна, которая позволяет добиться того, чего ты хочешь. Я хотела только быть музыкантом, не гналась за долларами и не меняла профессию, осталась сама собой. Рада, что могу занимать музыкой, которая идет из наших корней.

Рубин Кабирович, как вы считаете, в чем секрет такой популярности Эммануила Монасзона. За что ученики так боготворят своего педагога?
Р.А.:
Вы сами произносите этот секрет – это любовь и доброта. Эти два качества делают его совершенно уникальным педагогом, который всего себя без остатка отдает любимому делу. Он и сейчас работает с учениками разного возраста и из разных городов России. Они приходят к зрелому мастеру за консультацией. В этом отношении он по-прежнему молод и горяч и, под «горячую руку» можно попасть.

Вам тоже доставалось от Эммануила Александровича?
Р.А.:
Как следует, доставалось и спасибо ему за это.

И.Ф.: Сам Эммануил Александрович также получил замечательное образование. Он закончил аспирантуру в консерватории Санкт-Петербурга у замечательного мастера Владимира Нельсона.

Р.А.: Эммануил Монасзон учился у столпов фортепианной музыки в России. Это люди, от которых идут несколько поколений пианистов, имена которых известны всему миру. Это все было аккумулировано на уроках в Казанской консерватории. Для детей Монасзон сразу открыл фортепианный класс в школе для детей и заполнил собой целую нишу в концертной деятельности казанской филармонии. Большую роль Эммануил Александрович сыграл в популяризации татарской музыки.

Э.М.: Я счастлив, так как после меня осталось достойное поколение музыкантов, которые обучают уже своих учеников. Я очень высоко оцениваю будущее Казанской консерватории, так как есть основание для этого. Все ученики моих учеников – это все так сошлось, что можно спать спокойно.

фото Екатерины КРАСУЦКОЙ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100