news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Эльза Фардеева: «Мне бы очень хотелось сыграть убийцу и глухонемую девушку»

Юбилейный проект качаловцев «Диалоги о театре», приуроченный к 225-летию театра, завершился выступлением одной из его ведущих актрис Эльзы Фардеевой.

Эльза Фардеева: «Мне бы очень хотелось сыграть убийцу и глухонемую девушку»

(Казань, 20 апреля, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). На малой сцене казанского Русского академического театра им.В.Качалова прошел заключительный творческий вечер проекта «Диалоги о театре». Перед зрителем без образа, костюма, грима и реквизита в этот раз предстала интересная, яркая, типажная и удивительно музыкальная актриса, 22 года прослужившая в Качаловском, счастливая мама троих детей, заслуженная артистка Татарстана Эльза Фардеева.

Творческая  встреча  с  ведущей  актрисой Эльзой  Фардеевой
Других театров в жизни актрисы не было. За несколько десятилетий в Качаловском из девочки-подростка Эльза Фардеева превратилась в удивительно красивую женщину, из ученицы – в одну из ведущих актрис театра, поделилась завлит Качаловского Диляра Хусаинова.

«Я действительно пришла с улицы. Никогда не предполагала, что приду в театр. Большинство артистов с детства мечтают о сцене, готовятся, берут уроки танца и музыки, у меня и в мыслях этого не было. Конечно, в качестве зрителя я ходила в Камаловский и в ТЮЗ, наверное, потому что в нашу школу приходили распространители именно этих театров, – рассмеялась актриса. – Честно говоря, я даже не знала, что существует театр Качалова. Я родилась в совершенно простой, обычной семье. Моя мама – учительница, мой папа всю жизнь сидел за рулем «Дизеля».

Творческая  встреча  с  ведущей  актрисой Эльзой  Фардеевой
«Так случилось, что к 11-му классу я не определилась с профессией. Я совершенно не знала, куда мне идти, стояла на распутье. Это время было очень тяжелым для меня и нашей семьи. Папа так и не узнал о моем выборе. Он умер 25 июня. Это стало сильным ударом, я так растерялась, – поделилась она. – Я никогда не сталкивалась со смертью так близко. Я не хотела никуда и решила: пусть будет, как будет. Мама, проходя мимо театра, случайно наткнулась на объявление о том, что набирается курс ГИТИСа. Я и не знала, что такое этот ГИТИС».

Для вступительных в театральное, как водится, нужно было подготовить стихотворение, прозу, басню и танец. Грядущие прослушивания Эльзу Фардееву нисколько не пугали, да и готовилась к ним будущая актриса спустя рукава. Приемную комиссию во главе с Александром Славутским, Фардеева, как сама призналась, покорила, скорее, наглостью с нотками инфантильности и юношеского задора. Вчерашняя растерянная школьница прошла конкурс в 30 человек на место и была зачислена на курс.

Учеба в первое время девушку не привлекала совсем. Как человеку, далекому от театра, занятия по сценречи казались ей не более чем дурачеством, а странные требования педагогов и многочисленные занятия – не достойными внимания и интереса. Опомнилась будущая артистка, только когда оказалась на грани отчисления «ввиду трудовой непригодности». Будучи довольно амбициозной девушкой, после выговора Фардеева сразу же начала погружаться в учебу и с удивлением для себя обнаружила, что занятия действительно приносят результат. Классы будущих актеров и актрис проходили прямо в стенах Качаловского. Прогресс девушки стал заметен педагогам курса и режиссерам театра. Пошли первые вводы в спектакли, а затем и собственные роли. Началась совершенно новая жизнь.

Творческая  встреча  с  ведущей  актрисой Эльзой  Фардеевой
«Я в нашем театре рекордсмен по детям: у меня трое замечательных сыновей. Пока что побить мой рекорд никому не удалось», – гордо заявила Эльза Фардеева. За 20 лет на службе в Качаловском актриса действительно три раза уходила в декретные отпуска, однако это ничуть не помешало ее актерской карьере. Было время, когда в жизни актрисы «театр-дом», исповедуемый в Качаловском, перевешивал семью.

Сейчас Эльза Фардеева жалеет о том времени. Необходимо правильно расставлять приоритеты, иначе можно упустить самое главное, подчеркнула она. Кроме того, как вспоминает актриса, сама она в первый раз вышла на сцену благодаря тому, что временно театр покинула старшая коллега. А когда Фардеева вышла в декрет, на сцену поднялись Мария Шепелева и Елена Ряшина. Так что дети в сознании актрисы это скорее «движение, нежели пауза». А если роль действительно «твоя», то она никуда не денется.

Сейчас актриса занята во многих брендовых спектаклях театра. При непосредственном участии Эльзы Фардеевой зрители Качаловского знакомятся с Соней Филипповой из нашумевшей постановки «Американская шлюха или путешествие по России с папой-алкоголиком» (с 2002 года от этой роли актриса отлучалась два раза, уходя в декрет – прим. Т.-и.), чеховской Дуняшей и героиней Шекспира из пьесы «Укрощение строптивой» – Бьянкой.

«Артист должен, прежде всего, верить в то, что он делает. Если артист сомневается, никто не поверит ему, – считает актриса. – Артист должен внедриться в роль, надеть ее на себя. Бывают люди, которым неловко на сцене. Я и сама была такой: персонаж отдельно, артист отдельно, но хороший артист может это преодолеть. Мне бы очень хотелось сыграть убийцу и глухонемую девушку. И вы зря смеетесь. Роль, в которой нет ни одного слова, и зритель должен понять все, только воспринимая движения твоего тела – это удивительно».

Творческая  встреча  с  ведущей  актрисой Эльзой  Фардеевой
Как из раза в раз повторила актриса, артисты – лишь пластилин в руках режиссера. И, конечно, выбор того или иного текстового материала для работы труппы – исключительно режиссерское решение, хотя она и имеет свое достаточно категоричное мнение. Фардеева как истинная воспитанница Александра Славутского уверена, что театр должен показывать, транслировать в мир все самое доброе, честное и искреннее, что существует в жизни каждого человека. «Злые», ироничные пьесы современных драматургов и эпатажные, вызывающие режиссерские решения актриса для себя не приемлет.

«Мне не нравятся спектакли провокационные, когда люди выплескивают на зрителя свои комплексы как помойное ведро. Выливают на зрителя, который пришел посмотреть что-то хорошее. Мне кажется, что спектакли должны быть добрыми, они должны быть, прежде всего, о человеке. Если на сцене появляется голая задница, это обязательно должно быть мотивированно необходимостью. Сейчас во многих театрах ставят на потребу, ставят эпатажно. А эпатаж – это пшик. Показывать нужно любовь, добро», – заключила актриса.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100