news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Элизабет Тейлор исполняется 76 лет

Исторические события дня и памятные даты.

(Казань, 27 февраля, «Татар-информ», Нина Нарыкова). В 1932 году в этот день родилась Элизабет Тейлор, американская актриса.

Элизабет Тейлор родилась 27 февраля 1932 года в Лондоне. Окончила Байронскую и Хоуторнскую школы. Во время второй мировой войны семья Тейлор уехала из Англии в США. Уже в детстве Элизабет Тейлор отличалась яркой красотой, и первое приглашение сняться в кино получила в возрасте 10 лет. Фильм «Каждую минуту кто-то рождается» (1942) положил начало ее карьере на экране. Вскоре она подписала многолетний контракт с «Метро Голдвин Мейер», где первым ее значительным актерским достижением стал фильм «Велвит на скачках» (1944) - о трогательной дружбе девочки и призовой лошади.

От детских ролей в фильмах «Лэсси, вернись домой» (1943), «Джейн Эйр» (1944), «Белые скалы Лувра» (1944), «Мужество Лэсси», «Синтия» (1947) Лиз плавно перешла к романтическим девичьим образам, самым значительным из которых была Анджела из «Места под солнцем» Д.Стивенса (1951), экранизации «Американской трагедии» Т.Драйзера. В фильмах «Отец невесты» (1950) и «Место под солнцем» (1951) она успешно играет взрослых женщин.

Новый виток славы актрисы начался после пышного и дорогого блокбастера «Клеопатра», после которого Тейлор стала поистине «звездой». Тейлор много раз номинируется на «Оскара», среди удачных работ актрисы - фильмы «Рапсодия», «Кошка на раскаленной крыше», «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Комедианты», «Внезапно прошлым летом». В 1981 году Тейлор дебютирует в театре, в пьесе «Лисички».

С середины 1980-х годов Элизабет снимается меньше и уже не так успешно. Она больше известна как героиня «желтой прессы», смакующей ее многочисленные замужества. Актриса получила 2 премии «Оскар»: за роли в фильмах «Баттерфилд 8» и «Кто боится Вирджинии Вульф?». В 2000 году Тэйлор была награждена орденом Британской империи и получила титул кавалерственной дамы. Актриса закончила карьеру в кино в 2003 году.

В 2005 году британская академия кино и телевидения BAFTA вручила Элизабет Тейлор почетную награду «Britannia» за выдающиеся профессиональные достижения в кино. Она много времени отдает работе в благотворительных организациях, занимающихся борьбой со СПИДом. Сейчас Тейлор мучают артритные боли в спине, она много времени проводит в инвалидном кресле в своем доме в Бел-Эр, где она живет с 1982 года. Там ее часто навещают четверо детей, внуки и правнуки.

***

В 1831 году в этот день родился Николай Ге – живописец, один из основателей Товарищества передвижников.

Николай Николаевич Ге родился 27 февраля 1831 года в Воронеже. Семья Ге родом из Франции; прадед Ге эмигрировал в Россию в конце XVIII века и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком; детство свое Николай провел в деревне. В десятилетнем возрасте был определен в киевскую гимназию. Учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов, затем поступил в Академию художеств, которую окончил в 1857 году. Испытал большое влияние К.П.Брюллова и А.А.Иванова. Жил в Риме и Флоренции.

В Петербург вернулся в 1863 году с картиной «Тайная вечеря». Она вызвала горячий интерес: евангельский сюжет представал в ней как реальное событие, как жестокая драма отступничества от учителя и раскола среди единомышленников. Художник явно порывал с канонами академизма, но успех его был настолько общепризнан (сам Александр II приобрел картину), что Академия художеств пошла на компромисс, присвоив ему звание профессора исторической и портретной живописи. На следующий год Ге снова уехал в Италию и провел там еще несколько лет, продолжая трудиться над евангельскими сюжетами, пейзажами и портретами. В частности, во Флоренции написал один из лучших своих портретов - «Портрет А.И.Герцена».

После возвращения в Петербург в 1867 году Ге сразу включился в художественную, общественную и духовную жизнь столицы, стал одним из организаторов и руководителей созданного в 1870 году Товарищества передвижников. В поисках темы Ге обратился к отечественной истории. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) вновь принесла ему успех: ее сюжетом вновь был реальный конфликт реальных людей. Салтыков писал о картине: «Всякий, кто видел эти две простые фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти». Государь заказал художнику повторение картины для себя.

Менее удачными оказались другие работы: «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Пушкин в селе Михайловском» (1875). Ге, тяжело переживая свои неудачи, разуверился и в собственных творческих силах, и в смысле художественной деятельности вообще.

В 1875 году Ге навсегда покинул Петербург и переселился в Малороссию, где купил небольшой хутор. В его душе совершился крупный переворот: он отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали. В своих записках он пишет, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать.

Все же на рубеже 1870-х и 1880-х годов Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только для портретов, которые писал довольно часто и уступал за очень низкую цену - с тем, чтобы они были доступны любому, даже неимущему.

Среди его портретных работ хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников - М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.А.Некрасова (обе 1872), Л.Н.Толстого (1884). Живопись Ге претерпела разительные перемены. Он отказался не только от канонов академизма, но и от стремления к исторической конкретности, которая так импонировала его зрителям.

Духовные искания Николая Ге во многом вдохновлялись и даже определялись нравственно-философским учением Льва Толстого, с которым художник, начиная с 1884 года, был связан крепкой и преданной дружбой. И хотя влияние писателя было велико, тем не менее для Ге «задача искусства» состояла в необходимости «найти свою мысль, свое чувство в вечно-истинном, в религии человеческой», что, в свою очередь, определило и кредо художника: «Нужно брать высокие ноты». Евангельский цикл Н.Н.Ге по объему небольшой, насчитывающий менее десятка картин. Но именно в них, звучащих на высокой исповедальной ноте, раскрылись и сама личность художника, сложная, полная внутренних противоречий, и философия его искусства. Историю Христа, особенно ее заключительную часть, художник воспринимал как один из эпизодов вечной борьбы Добра со Злом. Живопись Ге приобрела лихорадочную и пугающую взволнованность, что впоследствии дало право называть его предшественником экспрессионизма - течения, которое возникло позже.

Трудился Ге мучительно: создавал вариант за вариантом, редко доводил их до конца, никогда не был доволен сделанным. И сама судьба его картин складывалась драматично. Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина же «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, столь сильно выражено было в ней волнующе-тревожное настроение. Но эту работу подвергла критике церковная цензура. Картина «Что есть истина?. Христос и Пилат» была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Суд синедриона. «Повинен смерти!» (1892) на академическую выставку не допустил президент Академии художеств. Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника. Первый вариант «Распятия» (1892) он уничтожил. Еще один вариант «Распятия» в начале 1894 года был запрещен к демонстрации императором Александром III, и Ге показывал его только у себя на квартире.

Умер Николай Николаевич Ге на хуторе Ивановском (Черниговская губерния) 13 июня 1894 года. После него остались записки и огромное количество писем, в которых он объясняет свое отношение к искусству. Часть этих записок была напечатана в виде отдельных статей: «Киевская первая гимназия в сороковых годах» (сборник, изданный в пользу недостаточных студентов университета Святого Владимира, Киев, 1895); «Встречи», «Жизнь русского художника шестидесятых годов» («Северный Вестник», 1893-1894).

***

В 1936 году в этот день умер Иван Павлов – физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности

Имя академика Ивана Петровича Павлова, первого русского лауреата Нобелевской премии, навсегда вошло в золотой фонд мировой науки. Наиболее крупные научные открытия были сделаны им в области физиологии кровообращения, пищеварения. Ему же принадлежит открытие естественнонаучного объективного метода изучения функции головного мозга - метод условных рефлексов, пользуясь которым он создал обессмертившее его имя учение о высшей нервной деятельности.

Иван Павлов родился 26 сентября 1849 года в Рязани. После окончания духовного училища в 1864 году поступил в Духовную семинарию, но, не закончив ее, в 1870 году поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет, но вскоре перешел на естественное отделение физико-математического факультета. Учился в Медико-хирургической академии, после окончания которой занял место заведующего физиологической лабораторией при терапевтической клинике.

Павлов был основателем самой многочисленной и плодотворной научной школы физиологов (более 300 учеников и сотрудников), создателем Российского общества физиологов, Русского физиологического журнала (1917), Физиологического отдела Института экспериментальной медицины (1890), Физиологического института РАН (1925), Биостанции в Колтушах (1926), на протяжении двадцати лет (1893-1913) руководил Обществом русских врачей в Петербурге.

Вся научно-профессорская деятельность Павлова была пронизана идеей о лидирующей роли физиологии как фундаментальной науки, научной основы медико-биологических дисциплин, психологии, педагогики и социологии, психиатрии и невропатологии. Исследования Павлова обогатили физиологию фундаментальными открытиями и идеями.

Февральскую революцию Иван Павлов встретил настороженно, Октябрьскую революцию переживал крайне болезненно. Родственники и знакомые, ученые из США, Германии, Швеции, Чехословакии настойчиво звали его за границу, но советское правительство сделало все для того, чтобы удержать Павлова от эмиграции.

В 1918 году В.И.Ленин подписывает специальный декрет о создании условий, обеспечивающих работу первого русского лауреата Нобелевской премии, а в 1920-е годы, в период гражданской войны и интервенции, молодая республика создала Павлову необходимые условия для научной работы. Постановление Совнаркома «Об условиях, обеспечивающих научную работу академика И.П.Павлова и его сотрудников», подписанное Лениным 24 января 1921 года, - один из самых известных актов советского правительства. Это постановление стало своего рода охранной грамотой на многие годы.

Иван Петрович Павлов прожил долгую и счастливую жизнь. Из 86 лет 62 года были отданы науке, высшему медицинскому образованию, организации исследований в области физиологических наук. Умер он 27 февраля 1936 года в Ленинграде, похоронен на Волковском кладбище. На его надгробии отчеканены слова: «Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было две жизни, то и их бы не хватило вам».

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100