news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Елена НИКОЛАЕВА:

«Для решения демографической проблемы важно, чтобы было комфортно и интересно жить»

Согласно официальным данным, население Российской Федерации сократилось за первое полугодие 2011 года на 87,5 тыс. человек и составило 142,8 млн. человек. В этом году снижение числа родившихся было отмечено в 72 субъектах страны. В чем причина снижения рождаемости, что необходимо предпринять для улучшения демографии в нашей стране и почему нас становится меньше - на эти и другие вопросы ответили участники видеомоста Москва (РИА «Новости») – Казань (ИА «Татар-информ»).
В обсуждении демографических проблем приняли участие из Москвы - заместитель начальника Управления статистики населения и здравоохранения Росстата Ольга Антонова, председатель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты Елена Николаева, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов, из Казани - начальник Управления ЗАГС Кабинета Министров РТ Эльмира Зарипова, начальник отдела методологии социального обслуживания Минтрудсоцзащиты РТ Татьяна Фомичева, начальник отдела методологии мер социальной поддержки Минтрудсоцзащиты РТ Елена Зенина. Вел видеомост в Казани генеральный директор ИА «Татар-информ» Леонид Толчинский.

Ольга Ивановна, хотелось бы услышать официальные цифры Росстата.


О.Антонова: Численность населения в России снижается уже давно. В 1992 году было отмечено увеличение числа умерших над числом родившихся. Произошла так называемая естественная убыль населения, в начале 90-х годов она составляла около миллиона, в 2010 году сократилась до 240 тысяч человек.
Последнее десятилетие было положительным в плане демографического развития страны. Произошло устойчивое увеличение числа родившихся, а с 2005 года началось снижение числа умерших. С 2005 года существенную роль в росте рождаемости сыграла проводимая государством политика. Органы власти «повернулись лицом» к данным проблемам и приняли концепцию развития демографии до 2025 года. Одним из пунктов был так называемый материнский капитал. Мы увидели, что теперь начали рожать женщины старше 30 лет. Это были у них вторые или третьи дети. С 2011 года число рождений стало уменьшаться, за первое полугодие этого года оно снизилось на 26 тысяч, по сравнению с прошлым. Но это связано и с тем, что поколение женщин репродуктивного возраста стало выходить за этот рубеж, то есть, численность этого контингента стала уменьшаться. Но у нас пока также снижается смертность, что отрадно.

Э.Зарипова: Эти тенденции имеют место быть и в регионах, в частности, в Татарстане. Но есть и отличия. Последним годом, когда в республике количество регистраций рождений превышало регистрации актов смерти в республике, был 1991. Тогда в Татарстане родилось более 51 тыс. детей. С 1993 года началась естественная убыль населения. Но с 2005 года снова появилась позитивная динамика.
Тенденция последних двух лет говорит о том, что регистрация рождения снова превышает регистрацию смерти на 296 случаев. С 2005 года, начала действия программы предоставления материнского капитала, началось увеличение случаев рождения вторых и третьих детей в семье. В этом году доля вторых детей из общего числа новорожденных составляет 38 процентов, третьих – 10 процентов.

Вы рассказали о рождаемости, а что происходит со смертностью?

Э.Зарипова:
2005 год – это пик для Республики Татарстан, когда было зарегистрировано 52 тыс. актов о смерти, но постепенно идет снижение. К сожалению, в 2010 году в силу ряда природных катаклизмов эти цифры немного ухудшились. Тем не менее, позитивная динамика есть. Если говорить о возрасте, то мы взяли выборку за 7 месяцев этого года, которая показала, что основную массу среди умерших составляют мужчины в возрасте от 40 до 64 лет, самом активном и трудоспособном.

А в каких регионах ситуация отличается от Татарстана?

О.Антонова:
У нас высокая смертность в таких республиках, как Тыва, высокая детская смертность в Ингушетии и Чечне. Но в таких регионах такие показатели исторически сложившиеся.

Какие меры в Татарстане предпринимаются для решения демографических проблем?

Е.Зенина:
Стимулирующим фактором является социальная поддержка семей с детьми и пожилых граждан. У нас в республике в последнее время в сфере социальной помощи превалирует целевой подход к предоставлению помощи. То есть, если, например, мы видим, что сегодня с учетом роста тарифов на оплату ЖКУ многодетным семьям сложно оплачивать эти услуги, то мы принимаем адекватные меры в данном направлении, помимо федеральных мер.
Кроме федеральных субсидий мы предоставляем также 5 видов субсидий. С 2005 года мы все дальше уходим от перекрестного субсидирования и компенсируем резкий рост тарифов, вводим дополнительные социальные льготы. Если, например, мы видим, что дорожает проезд на транспорте, вводим субсидии на оплату проезда, если дорожают лекарства, тоже принимаем меры. У нас оказывается именно целевая адресная поддержка. Мы анализируем состояние семей и на основе этого анализа реализуем свои предложения.

Т.Фомичева: Дело в том, что есть выплаты материальные, и есть меры, которые на уровне значимости семейной политики. Может быть, это свойственно менталитету нашего народа. Но у нас есть награды для многодетных матерей, которые воспитывают 5 и более детей. Таких мамочек у нас в республике достаточно много. Такие награды – это не только материальное стимулирование, но и знак уважения к тем семьям, которые ответственно относятся к воспитанию своих детей.
Хотелось бы сказать, что необходимо повышать эффективность государственной политики в области детства. Это те меры, которые направлены на укрепление семей не только в материальном плане. Нужно выстроить действенную систему защиты детства. У нас в Татарстане на протяжении нескольких лет организация деятельности в интересах детей основана на очень серьезном анализе их положения, чтобы на самых ранних стадиях выявить негативные тенденции и принять превентивные меры по отношению к неблагополучным семьям.
Мы очень дорожим той долей детского населения, которая у нас есть, это порядка 20 процентов. По социально-демографическому признаку «в прицеле» государства у нас находятся, прежде всего, неполные семьи и семьи граждан с ограниченными возможностями, неполные семьи, семьи несовершеннолетних родителей. Такая статистика позволяет программно-целевым образом реагировать на ту или иную ситуацию. Поэтому у нас в республике реализуется целый ряд программ, направленных на защиту семьи, материнства и детства. Такая политика позволяет точечно решать возникающие проблемы.

Ю.Крупнов: Безусловно, Татарстан во многих отношениях выступает образцом для остальных субъектов Российской Федерации. Это огромный плюс и надо равнять по нему другие регионы. Но мы должны четко понимать, и тенденция первого полугодия 2011 года это показывает, что пока все меры касаются поверхностного слоя демографической проблемы. Мы реально видим, что снижение количества тех же рождений означает, что бравурные отчеты предыдущих лет о том, что количество рождаемых детей было напрямую связано с тем пиком рождаемости в 1986-1987 годах за счет антиалкогольной кампании, за счет того, что люди поверили в перестройку. Те мальчики и девочки, которые родились тогда, начали усиленно улучшать наши показатели по рождаемости за последние три года.
Но все это благополучие заканчивается, уже в этом году минус составляет не менее 80 тысяч рождений за полгода, и к 2014 году мы реально будем видеть всю суть демографической катастрофы в России. Более того, даже в благополучном Татарстане мы видим ужасающие цифры по мужской смертности, а если мы возьмем цифры по Нечерноземью и Дальнему Востоку, то увидим, что с 20 до 45 лет смертность мужчин в 3-4 раза выше, чем женщин. И во столько же раз выше, чем смертность в европейском сообществе мужчин этого возраста. Это означает, что кормилец семьи является, по сути, вымирающим видом. Он не видит перспективы, отсюда и все демографические проблемы.
Мы понимаем, что вдобавок к тем очень важным мероприятиям, которые Правительство Российской Федерации реализует, необходимо то, что называется демографической революцией. Первое, на что нужно обратить внимание государства, это мужская сверхсмертность, которая преодолима. Это связано с двумя базовыми программами – перспективная занятость и качество жизни, а прежде всего, жилья. Без этого мы не создадим для мужчин условий работы, возможности хорошо зарабатывать и содержать семью. Для того, чтобы произошла эта демографическая революция, нужно распространить на всю Российскую Федерацию бюджетные отношения и социальную политику, которые есть в Республике Татарстан, и ввести по всей стране «кавказскую» ипотеку, которую предложил господин Хлопонин. В результате такой социальной ипотеки 700 рублей в месяц семья будет выплачивать в течение 50 лет.

Е.Николаева: Сразу оговорюсь, что не со всеми тезисами Юрия Васильевича согласна. Проблема состоит в том, что накладывается сразу несколько аспектов. В ближайшее время мы попадаем в беспрецедентную демографическую яму, когда женщин репродуктивного возраста будет удивительно низкое количество. Есть цифра, которая меня потрясла, что если ничего не менять, то к середине 21-го века у нас будет рождаться всего около 500 тысяч детей. С другой стороны, помимо того, что у нас есть демографический бум, женщины, которые родились в 90-х годах, когда был кризис, чаще всего имеют очень серьезные репродуктивные проблемы. Третья проблема, тут я согласна с Юрием Васильевичем, это бедность, которая играет очень отрицательную роль - и социальную, и психологическую. Основная проблема в том, что сейчас структура бедности изменилась. Если раньше самыми бедными слоями населения были пенсионеры, то теперь беднейшими являются семьи с детьми. Также мы должны понять, что структура смертности сейчас очень социально окрашена, потому что смертность от алкоголизма сейчас практически выходит на первый план. Цифра, которая меня потрясла, это самоубийства среди молодежи. Для меня было неприятным открытием, что мы занимаем первое место в мире по количеству самоубийств среди молодых людей. Это говорит о том, что молодежь не видит перспективы и не может себя реализовать. Раз так, то главная проблема, которая сейчас перед нами стоит – стимулирование рождаемости второго, третьего и последующих детей, потому что если мы не будем стимулировать рождение у взрослых женщин, мы не сможем выбраться из демографической ямы. Конечно, решение социальных и экономических вопросов для разрешения демографической проблемы очень важно, чтобы нам было комфортно и интересно жить.

Материал подготовила Светлана Емельянова.

 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100