Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
<i>Элементарно, Ватсон!</i> </br>Экспертиза покажет, суд накажет
В одной повести про Шерлока Холмса рассказывается, как знаменитый сыщик, обследовав место преступления только с помощью лупы и рулетки, уже через полчаса дал исчерпывающее описание убийцы. Интересно, а сколько бы времени понадобилось знаменитому сыщику, если бы он получил в свое распоряжение криминалистический чемоданчик современного эксперта?.. Такой чемоданчик довелось подержать в руках вашему корреспонденту, когда руководство МВД по РТ предложило принять участие в акции «Журналист меняет профессию». Я выбрала профессию эксперта-криминалиста.
След взять и… упаковать
- Ваша задача на месте преступления - обнаружить следы преступника, изъять их и упаковать, - коротко и ясно проинструктировал меня начальник отдела по Московскому району Казани ЭКЦ МВД по РТ Андрей Бычков. - Это ведь только в кино показывают: посветил эксперт волшебной лампой, и чуть ли не имя-фамилия преступника проступили на стене. А в жизни эксперту приходится буквально на карачках ползать - начал с правого угла, обошел всю комнату, закончил левым углом. Тут нужны педантичность и терпение. Ну и голова, конечно. Чтобы смоделировать действия преступника: как он проник в дом, какой рукой шкаф открыл, до каких предметов дотрагивался.
«Коллеги» помогли мне дотащить тяжелый криминалистический чемоданчик до машины и вперед - на место преступления!
Достаю из чемоданчика магнитную кисточку, баночку со специальным черным порошком и легким движением руки начинаю рисовать на том самом месте, где по моим расчетам вор касался двери, «черный квадрат». Малевич из меня, конечно, не получился, зато следы, а вернее, отпечатки пальцев преступника стали вырисовываться. Беру лупу - чтобы выбрать для изъятия самые свежие, на которых хорошо видны папиллярные линии. На месте сравниваем их с отпечатками пальцев хозяев квартиры, чтобы не перепутать.
Наконец приступаю к изъятию. Накладываю на отпечатки липкую ленту и… Каждая женщина, которая пользуется пластырем для депиляции, успешно справилась бы с этой процедурой. После изъятия скотч с отпечатками в присутствии понятых упаковывается в специальный пакетик. Ну а я, прикинув, что до «левого угла» - путь неблизкий, возвращаю чемоданчик более опытному коллеге. Все-таки терпение и педантичность - не самые яркие черты моего характера. А ведь изъять «пальчики» - это полдела. Нужно загнать их в компьютерную базу системы «Папилон», которая за несколько минут сравнит изъятые с места преступления следы с миллионами образцов и выдаст информацию о хозяине «пальчиков». Работа эта требует специальных навыков и опыта, поэтому мне ее не доверили.
Я его слепила из того, что было
Разглядывая лица на стендах «Их разыскивает милиция», я всегда удивлялась, как можно узнать человека по таким «нечеловеческим» чертам. И теперь, пользуясь случаем, решила провести эксперимент: составить «фоторобот» известного человека, и пусть милиционеры сами попробуют угадать, кто это. Наставники-эксперты растолковали мне, что рисуют такие портреты с помощью специальной компьютерной программы «Облик», в которой заложено множество вариантов носов, глаз, ртов и других составляющих человеческого лица. Готовый продукт на языке профессионалов называется не фоторобот, а субъективный портрет.
Над субъективным портретом министра внутренних дел Асгата Сафарова я билась больше часа - «примеряла» глаза, уши, подбородки, в итоге все равно получилось не очень похоже. Из десятка опрошенных мною милиционеров сходство изображенного на портрете человека со своим начальником уловили только четверо: трое экспертов (у них глаз наметанный) и оперативник уголовного розыска по раскрытию тяжких преступлений. Остальные, рассматривая мой фоторобот, признавались, что где-то видели это лицо, «вот только где?». Что уж говорить про гражданских, которым я показывала портрет… Из интереса я предъявила фоторобот и задержанному за грабеж молодому человеку, которого допрашивали в соседнем кабинете. «Это не криминальный авторитет?» - уточнил у меня парень. «Нет, но что авторитет - точно». «Тогда - мент», - сделал вывод задержанный. Заметив мое неподдельное удивление, парень объяснил: «По лицу видно, что жесткий человек».
После стирки деньги садятся
Снова слышу: «Следственно-оперативная группа, на выезд!». Судорожно хватаю чемоданчик. Мои наставники-эксперты предупреждают: «Не забудь фотоаппарат. Вызов из банка. Опять фальшивая купюра». Моя задача - запечатлеть фальшивку и место ее изъятия… Оказалось, мужчина покупал иномарку, и когда переводил деньги на счет продавца, одна тысячная купюра при проверке на специальном приборе подозрительно засветилась. Мужчина клянется, что не знает, откуда у него поддельная банкнота. Следователь отправил изъятую фальшивку на экспертизу, а мы на всякий случай едем к мужчине домой на предмет наличия там оборудования для изготовления фальшивых денег. Такового в квартире не обнаруживается, значит, остается ждать результатов экспертизы, а уж потом выяснять, откуда фальшивка взялась у клиента банка.
Кстати говоря, за последний год количество изъятых в Татарстане поддельных купюр увеличилось вдвое. В основном это - тысячерублевки.
- Повышенная люминесценция купюры - не обязательно признак фальшивости, - объясняет главный эксперт ЭКЦ МВД по РТ Галина Вагина. - Такое бывает, если деньги случайно постирали или подвергли воздействию паров бензина. Однажды нам привезли на исследование тысячную купюру, которая была почти в два раза меньше, чем обычно. Проверили - настоящая. Просто денежка неоднократно побывала в стирке, вот и села. Только исследовав банкноту на профессиональном оборудовании, можно с уверенностью сказать, настоящая она или фальшивая. Впрочем, некоторые признаки поддельной тысячерублевки видны и невооруженным глазом. Например, герб Ярославля не меняет цвет при изменении угла зрения.
Знаток фальшивых денег подполковник Вагина призналась, что однажды тоже стала жертвой фальшивомонетчиков - подделку ей всучили на рынке. К счастью, это была всего лишь десятка.
Вот и получается, что на каждого эксперта-криминалиста найдется свой криминальный талант.
Елена МЕЛЬНИК
© Редакция приложения к районным и городским газетам РТ. Главный редактор - Ольга Мачнева.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»