news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Эхо "Минбара"

Итоги VI Казанского международного фестиваля мусульманского кино – теперь название кинофорума прикреплено к месту, где он проходит, – подвели в Казани вчера вечером. Церемония награждения завершилась триумфом татарстанской картины «Бибинур» режиссера Юрия Фетинга, которая в прошлом году значилась в показах, но шла вне конкурса. Фильм уже тогда получил довольно высокую оценку критиков, не только местных, и это было приятно: что греха таить, в Татарстане пока снимают редко. А тут – и история с национальным компонентом (да еще каким!), и актеры – наши, профессиональные, и снималась картина в Татарстане.

Конечно, нужно вспомнить, что работа над картиной далась продюсеру, режиссеру и всей группе потом и кровью: сначала фильм выиграл грант – 15 миллионов рублей, но этих денег оказалось недостаточно. Съемки чуть не заморозили, однако вскоре возобновили. Продюсер фильма Светлана Бухараева обещала всем, что это будет действительно хорошее кино. Видимо, ее доводы оказались убедительными, и все произошло не зря…

«Бибинур» (ранее картину планировали назвать «Три аршина земли») этим летом уже ездила на Московский международный кинофестиваль, показывалась в конкурсе «Перспективы» – втором по значимости после основного. После этого Светлана призналась, что показ прошел удачно. Правда, наград фестиваля картина не получила. Зато выиграла на КМФМК. Ни в коем случае не будем упрекать жюри и организаторов в сговоре, однако может возникнуть предположение, что «Бибинур» главную премию дали не случайно – ведь ее еще ни разу не присуждали картинам из Татарстана. Отвергнем его: «Бибинур» отвечает всем критериям, так называемого мусульманского кино в казанском его понимании.

Все, кто следит за современным кинопроцессом в республике (а есть и такие, правда, это в основном, местные арт-менеджеры, артисты, журналисты, что-то из области «сам шучу – сам смеюсь») знают: «Бибинур» – это современная история о важности возвращения к своим историческим и национальным корням, о том, что земля предков, их язык и вера не должны быть проданы или уничтожены…

По сюжету, старой Бибинур приснился сон о том, что жизнь ее закончится в ближайшую пятницу. Бибинур должна за оставшееся время раздать долги и приготовиться к встрече с вечностью. Внезапно в деревню прилетают криминальные бизнесмены и землевладельцы. Они собираются выгодно перепродать землю, на которой находится старое кладбище. Один из них, Джихангир, проживший большую часть жизни за границей и привыкший к роскоши и «гламурным тусовкам», впервые оказывается в татарской деревне. Молодой человек остается переночевать в доме Бибинур, и она рассказывает ему о своей жизни. В результате он понимает, что на этой земле живет праведница. Узнает, что его собственные предки родились в этой самой деревне. Ради старой Бибинур Джихангир готов пойти против своего компаньона и отказаться от продажи земли.

Роль Бибинур в картине исполнила Фирдаус Ахтямова. Она же стала обладательницей премии КМФМК за лучшее исполнение женской роли. Я искренне порадовалась за актрису. Потому что она – одна из тех, кому важно получить признание у себя на родине, где все знакомо, и этот фестиваль для них тоже – свой, и поэтому важный. Вот он – успех.

Ленты с ноткой пафоса, или пропитанные им донельзя, в Татарстане любят. Пусть сюжетные линии и содраны с других картин. Режиссеров и продюсеров тоже можно понять: им нужно заботиться о коммерческом успехе картины, ее прокате. Эпоха потребления поглощает на своем пути все, и мы – люди своего времени. Приятно, что в «Бибинур» пафос ненавязчивый. Потому что был и другой пафос – например, в башкирской ленте «Ловец ветра». Одну из главных ролей в фильме сыграл Марат Башаров – как признался режиссер Айсыуак Юмагулов, звезду решили пригласить, чтобы на картину обратили внимание. И ее заметили: несмотря на аллюзии на знаменитый французский фильм «Игрушка», сценаристам картины вручили приз КМФМК. И хорошо – ведь людям нравится.

Если говорить в общем, нынешний фестиваль праздником кино не стал. Да и вообще это был не праздник. Много накладок, сметающие декорации сцены приглашенные звезды сериалов, ведущий, который перепутал (классика жанра!) Татарстан с Казахстаном…

Да и главные события развернулись еще до начала кинофорума – летом. За конфликтом казанской и московской дирекций следили все. Результат баталий – потеря названия «Золотой минбар». И как бы директор ГУ «Татаркино» Владимир Батраков ни убеждал журналистов, что сделать фестиваль казанским планировали уже давно, было ясно – о потере имени кинофорума организаторы жалеют. А еще были опасения, что Президентом VI КМФМК не станет Равиль Гайнутдин – глава Совета муфтиев России. По слухам, он сначала поддерживал московскую сторону. Но он приехал – по сути, спас имидж фестиваля. И на пресс-конференции перед его открытием заявил: название «Золотой минбар» в Казань вернется. Может быть, уже через год.


Нина НАРЫКОВА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100